Ссылки для упрощенного доступа

«Начальник охраны Ниязова слишком силен, чтобы прийти к власти»


Вице-премьер Курбанкули Бердымухаммедов станет «главой всех туркмен» как минимум на два месяца
Вице-премьер Курбанкули Бердымухаммедов станет «главой всех туркмен» как минимум на два месяца

Политика покойного президента Туркмении Сапармурата Ниязова будет продолжена, заявил временно исполняющий обязанности главы государства Курбанкули Бердымухаммедов. Выступая по национальному телевидению, он добавил, что Туркмения и впредь будет проводить политику нейтралитета и выполнять все свои международные обязательства и контракты. В Туркмении объявлен семидневный траур. Похороны Сапармурата Ниязова пройдут в воскресенье.


Прогнозов относительно того, кто займет место Сапармурата Ниязова и как изменится внутренняя политика Туркмении, сейчас не делает, пожалуй, только ленивый. Если четко следовать положениям туркменской конституции, вроде бы все ясно. «Если президент по тем или иным обстоятельствам не может исполнять свои обязанности, до избрания нового президента его полномочия переходят к председателю меджлиса (парламента). Выборы нового президента должны быть проведены не позже двух месяцев со дня перехода его полномочий председателю меджлиса», - говорится в тексте основного закона Туркмении.


Однако нынешний глава туркменского парламента Овезгельды Атаев не был назначен на должность временно исполняющего обязанности президента страны. По информации Государственной службы новостей Туркменистана, против Овезгельды Атаева возбуждено уголовное дело, а временным главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами республики назначен заместитель председателя правительства страны Курбанкули Бердымухаммедов. Это решение было принято на совместном заседании государственного совета безопасности и кабинета министров Туркмении. 26 декабря состоится внеочередное заседание высшего представительного органа Туркменистана - Народного Совета (Халк Маслахаты).


Тем временем туркменские правозащитники обратились с призывом к новым властям страны немедленно освободить всех политзаключенных и узников совести, находящихся в туркменских тюрьмах. «Я очень надеюсь, что новые власти Туркменистана все-таки начнут все-таки выполнять обязательства, которые Туркменистан взял перед международным сообществом, перед ООН в области прав человека. И теперь, после эпохи Ниязова, возникнут предпосылки к демократии», - заявил руководитель правозащитной организации «Туркменская инициатива» Фарид Тухбатуллин.


Большинство российских политологов уверены: внутренняя политика Туркмении после смерти Ниязова останется прежней. «Скорее всего, дестабилизации не будет, - считает политический обозреватель газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов. - Хотя, говоря о стране, где все достаточно непрозрачно, давать гарантии сложно. Я не думаю, что нынешний исполняющий обязанности президента представляет из себя серьезную фигуру, способную контролировать [силовые] структуры и обеспечивать порядок. Очевидно, что Бердымухаммедов не будет претендовать на верховную власть, ссылаясь на конституцию. В Туркмении, как мы увидели, конституция - последнее, на что будут ссылаться, принимая какие-то решения: куда делся конституционный наследник Туркменбаши господин Овезгельды Атаев, спикер парламента, никому не известно. Это, кстати, может быть свидетельством начавшейся схватки "под ковром" между группировками и кланами. Сегодня единственный человек способен контролировать ситуацию - это начальник президентской охраны Акмурад Реджепов, который сумел победить в аппаратной борьбе большинство соратников по спецслужбам в окружении Ниязова».


По мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина, полностью исключить возможность дестабилизации политической ситуации в Туркмении все же нельзя, даже с учетом того, что значительная часть туркменский элиты заинтересована в том, чтобы не менять сложившуюся при Туркменбаши систему. «Безусловно, Акмурад Реджепов - самый влиятельный из силовиков, - говорит Андрей Грозин, - но при этом служба охраны президента по количеству штыков, по представительству в регионах страны, конечно, на порядки уступает и министерству национальной безопасности, и министерству внутренних дел, не говоря уже об армии, которая пока является союзницей службы охраны президента, но в Туркмении ничего не исключено. Поэтому в оставшиеся до 26 декабря три дня исключать возможность какого-то ночного переворота силами, допустим, министерства национальной безопасности полностью нельзя».


Эксперты объясняют вероятность такого развития событий тем, что туркменский чиновный класс все эти годы испытывал постоянные репрессии. «В среднем министр сидел в своем кресле около полугода, - говорит Андрей Грозин, - потом он отправлялся в пустыню на народные стройки или в тюрьму. Сейчас никто не хочет повторения подобного сценария. Поэтому силовик во главе государства может очень многим не понравиться». Что касается оппозиции, добавил господин Грозин, то шансов прийти к власти в краткосрочном будущем у нее нет.


XS
SM
MD
LG