Ссылки для упрощенного доступа

Парламентская комиссия обнародовала доклад о трагедии в Беслане и самораспустилась


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Игорь Телин.



Андрей Шарый : Государственная Дума России согласилась с предложением Совета Федерации считать парламентское расследование обстоятельств теракта в Беслане завершенным и упразднить соответствующую комиссию. Сегодня глава этой комиссии Александр Торшин представил парламентариям доклад об итогах расследования. Ничего неожиданного. Все так, как хотелось бы верховным российским властям. Согласно этому документу, в захвате школы в Беслане участвовали 32 боевика, которые совершили первый взрыв в школе. Комиссия не подтвердила также, что по зданию велась стрельба из танков, пока там находились заложники. С этими выводами категорически не согласны и общественный комитет «Матери Беслана» и другие правозащитные организации, которые вели собственное расследование событий в Беслане. Но их мнение сейчас в России мало, кого интересует. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Игорь Телин.



Игорь Телин: Предварительный вариант доклада парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта в Беслане был опубликован еще год назад. Его содержание вызывало и вызывает неоднозначную реакцию, тем более, при сравнении с альтернативным докладом депутата Госдумы Юрия Савельева. Данные в этих двух документах разительно отличались друг от друга.


Выступая сегодня перед членами российского парламента, Александр Торшин, первым делом, сообщил, что захват школы в Беслане – спланированная акция и назвал имена главных его организаторов.



Александр Торшин: Акция по захвату заложников 1-3 сентября 2004 года была тщательно спланирована главарями террористического подполья и готовилась задолго до ее осуществления. Организаторами террористического акта в Беслане были Масхадов, Басаев, Абу-Дзейт и Хашиев. Непосредственным исполнением терактов руководил Хучбаров, его позывной "Полковник".



Игорь Телин: Совет Федерации принял доклад к сведению и решил считать работу парламентской комиссии завершенной. За это проголосовали все 146 присутствовавших на заседании членов верхней палаты российского парламента. По словам члена Совета Федерации Валерия Быкова, комиссия проделала большую и сложную работу.



Валерий Быков : Работа проведена, конечно, большая. Но честно и откровенно истину мы никогда не узнаем, что там произошло. Самое главное, чтобы не допустить в дальнейшем вот этих безобразий, которые творятся. Эта комиссия, конечно, проделала свой путь, свою работу, выполнила добросовестно, очень много работали. Так как я в Комитете по обороне безопасности, мне известно, какой объем работы был проделан.



Игорь Телин: Позже, аналогичный вопрос рассмотрела и Государственная Дума. 333 депутата поддержали соответствующее постановление верхней палаты – двое воздержались, 91 депутат проголосовал против. Независимый депутат Владимир Рыжков не согласен с коллегами, которые посчитали работу парламентской комиссии по расследованию обстоятельств трагедии в Беслане завершенной.



Владимир Рыжков : Депутаты голосовали за одобрение деятельности комиссии, не имея на руках, я подчеркиваю, доклада. Я специально сегодня позвонил в секретариат Думы, где мне сказали, что доклад с грифом «ДСП» («Для служебного пользования») не будет раздаваться на руки депутатам Государственной Думы. То есть фактически это полусекретный документ. Депутаты, когда они голосовали за сегодняшнее постановление, они не имели текста перед собой, то есть голосовали втемную.



Игорь Телин: Депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева разочарована работой комиссии Александра Торшина.



Оксана Дмитриева : Я считаю, что она должны быть гораздо более публичной. Мы должны были понять причины, мы должны были понять действия наших служб – и военных служб, и служб безопасности. И даже не для того, чтобы наказать виновных, хотя, я считаю, что безответственность порождает дальнейшие ошибки. Но мы должны просто знать, как реагируют наши службы в случае смертельной опасности.



Игорь Телин : А депутат Госдумы от фракции «Родина» Михаил Маркелов возмущен тем, что официальная комиссии не включила в итоговый доклад выводы альтернативного документа его коллеги Юрия Савельева.



Михаил Маркелов : Собственно говоря, их даже не обсуждали, а на заседании обвинили в том, что они делают себе политический пиар. Я не знаю, как в стране вообще есть люди, которые на крови могли бы делать себе политический пиар. Это, по крайней мере, отвратительно. Вряд ли это можно бросить как обвинение тому же Савельеву, который на протяжении полутора лет не вылезал из Беслана и общался с жителями, прежде всего, простыми людьми. И как специалист по взрывотехнике, собственно говоря, делал тоже свои выводы, опять-таки, подчеркиваю, никого не обвиняя. Многие из его выводов, которые я смотрел, нет прямых обвинений в адрес тех или иных подразделений. Есть просто выводы и заключения, с которыми надо работать и продолжать работать.



Игорь Телин : Один из главных выводов парламентской комиссии - штурма захваченной боевиками бесланской школы номер 1, по сути, не было и все события, приведшие, в конечном итоге, к гибели людей, находившихся в помещении школы, начались спонтанно. Этим и объясняет комиссия большое количество жертв (напомню, что при проведении спецоперации погибло 317 заложников).


Взрыв в школе, после которого, собственно, и началась операция, произошел, отнюдь, не из-за действия спецназа, что, по словам Александра Торшина, подтверждают и показания тех, кто был в заложниках. Конечно же, разрабатывались схемы вооруженных действий силового захвата. Но реального штурма на тот момент не было, заявил глава парламентской комиссии. Также он сообщил, что комиссия, не нашла убедительных подтверждений заявлениям свидетелей о том, что «по захваченной школе днем 3 сентября 2004 года, когда в здании оставались заложники, стреляли танки». Это утверждение противоречит данным доклада депутата Госдумы Юрия Савельева. По его версии, стрельба велась даже в тот момент, когда дети выбегали из здания школы.


В Северной Осетии внимательно отнеслись к докладу парламентской комиссии, так как уже предварительный текст документа, опубликованный год назад, вызвал серьезную критику. Члены общественного комитета «Матери Беслана» неоднократно заявлял, что большее доверие заслуживает именно альтернативный доклад депутата Савельева. Вот что говорит Сусанна Дудиева.



Сусанна Дудиева: Несколько пунктов, по которым делались категоричные заявления, все это возмущает. Меня вообще возмущает сама эта комиссия, которая была наделена такими правами и полномочиями и которая в очередной раз показала, что она способна только на чиновничью солидарность. Меня возмущает полностью доклад. У меня доверие только к докладу Савельева. Там тоже предстояло бы очень много поработать еще, по докладу Савельева, тоже. Но если бы Торшин хотел сделать объективный справедливый доклад, если бы Торшин был заинтересован в объективном расследовании, он бы совместно с Савельевым проработал часть его расследования, сделали бы объективные заключения, так это или не так. Но, однако же, Торшин, вся его комиссия оказались с противоположной стороны, они не оказали никакого содействия и поддержки Савельеву. Мы склонны верить докладу Савельева.



Игорь Телин : Критически относится к данным докладам парламентской комиссии и главный редактор Интернет-сайта «Правда Беслана» Марина Литвинович.



Марина Литвинович : В первую очередь, я бы хотела обратить внимание на то, что доклад основывается на ситуационной экспертизе, которая проводилась по действиям оперативного штаба. Полтора месяца назад ситуационная экспертиза была признана незаконной. Суд ее отменил. То есть Торшин сейчас свой доклад основывает на незаконной и неправомерной экспертизе. Кроме этого, важный момент, что тот основной вывод в докладе Торшина о том, что первые взрывы были спровоцированы самими террористами, он не подтвержден никакими экспертизами, никакими вычислениями в отличие от доклада Савельева.



Игорь Телин : Александр Торшин в своем выступлении сообщил также, что школу в Беслане захватили 32 боевика, еще двое оставались в лагере для связи и поддержки. По версии депутата Савельева, нападавших было гораздо больше – от 56 до 78 человек. Этими же данными оперирует и Сусанна Дудиева.



Сусанна Дудиева : То, что Торшин заявляет, что террористов было категорически 32, ровно 32 и все, 31 уничтожен и один захвачен, террорист Кулаев. Это все без доказательств. Люди, которые были заложниками в школе, говорят, что их было гораздо больше, многие заложники заявляют, что женщин было четыре, что на окраинах Беслана велась перестрелка. И также дает основания не верить Торшину в этом вопросе то, что сами заложники, которые впоследствии опознавали убитых террористов, заявляли, очень многие, что среди них нет тех, которых они хорошо запомнили и опознали бы в любом виде. В частности, нет снайпера ростом выше двух метров, славянской внешности, в общем, этого террориста нет. Нет террориста со шрамом, нет женщин.



Игорь Телин : Тем не менее, несмотря на разночтения в двух документах, и разные показания свидетелей, Совет Федерации и Госдума посчитали единственно верной информацию, содержащуюся в докладе Александра Торшина, сказавшего в конце своего выступления: «Никакие новые данные существенно не повлияют на выводы комиссии». В итоге и было принято и утверждено постановление, в котором работа комиссии объявлена завершенной.


XS
SM
MD
LG