Ссылки для упрощенного доступа

Победа России над собой. Танцы на льду как государственный проект


Герои телепроекта «Звезды на льду» выступают во дворце спорта на Ходынском поле. [Фото — Первый канал]
Герои телепроекта «Звезды на льду» выступают во дворце спорта на Ходынском поле. [Фото — Первый канал]

Эффектным завершением телевизионного года станет на Первом канале запланированная на 31 декабря трансляция записи гала-концерта участников шоу «Звезды на льду». Концерт этот уже состоялся в новом московском ледовом дворце на Ходынском поле. Среди зрителей была телевизионный обозреватель газеты «КоммерсантЪ» Арина Бородина, а среди тех, кто в течение последних четырех месяцев наблюдал за телешоу «Звезды на льду» не только как за спортивно-развлекательным мероприятием, но и как за своеобразным проявлением особенностей нынешней российской жизни, был обозреватель Радио Свободы, писатель Петр Вайль. С ними я беседовал о значении шоу на льду для сегодняшней России.


Арина Бородина: — Это проект лицензионный, к сожалению, потому что очень хотелось бы, чтобы он был наш, потому что где бы, как ни у нас, должен был родиться проект о фигурном катании. Это лицензионный проект ВВС. В оправдание, что ли, для Первого канала, который этот проект показывал, можно сказать, что само ВВС этот проект еще не использовало, то есть нет даже так называемой «библии», так на языке телевизионщиков называется свод правил, как воплощать эти лицензионные проекты. Первый канал купил у них именно концепт. Все остальное — разработка, декорации, конкурс, жюри — это все, в общем, придумка нашего телеканала. Проект «Звезды на льду» вышел в эфир 2 сентября, он вышел через две недели после того, как похожий проект, тоже лицензионный, стартовал на канале «Россия» с похожим названием — «Танцы на льду». С самого первого выпуска, конечно, этот проект возглавил телевизионный хит-парад по рейтингам и был очень устойчивым на протяжении всех трех месяцев, что он шел в эфире. Если говорить о рейтингах телевизионных, то более успешным был проект канала «Россия» «Танцы на льду». Но очень о многом говорит другое: сейчас, я думаю, никто даже не вспомнит, кто участвовал в этом проекте и кто победил, тогда как имена участников, не только победителей, но и всех участников проекта «Звезды на льду» на Первом канале у всех на слуху.


— В чем причина такого зрительского успеха вот этих проектов и прежде всего проекта «Звезды на льду»?
Петр Вайль : — В периоды разброда и шатания идеологического и умственного требуются какие-то стержни, на которые можно наматывать, что называется, народные надежды и чаяния. Это очень часто бывает связано либо с массовым искусством, либо со спортом, что понятно. И если несколько лет назад таким стержнем мог считаться отчасти, скажем, московский «Спартак», футбольный клуб, но потом как-то он так скуксился... Обязательно требуется приложение такой вот народной гордости, что ли. Фигурное катание — это, вообще, национальный российский спорт. Хотя такие шоу существуют во всем мире, но нигде невозможно себе представить, чтобы, ну, каждый был олимпийским или мировым чемпионом, и понятно поэтому, что это стало не просто развлекательным шоу, а именно предметом национальной гордости. Совершенно не хочу снижать градусы и хочу сказать, что это действительно вариант национальной идеи.


— С точки зрения профессиональной, технологической, в чем успех этого проекта?
Арина Бородина: — С точки зрения телевидения, как это было сделано, такие проектов за последние годы можно пересчитать по пальцам, потому что качество монтажа, декораций, костюмы, постановка, люди, которые на этом проекте работали (а я знаю, что они там, в общем, жили фактически на "Мосфильме", где, собственно, проходили съемки), это заслуживает все самых высоких похвал. Краны телевизионные... Кстати говоря, там специальная техника использовалась, как мне рассказывали на Первом канале, которая еще в России не использовалась. Там какая-то очень DVD-техника современная, я боюсь наврать. И выглядело это все потрясающе. Понимаете, телевидение - это картинка все-таки сначала и эмоции. И вот здесь удачное сочетание технологии, производства телевидения и той отдачи, которую отдавали спортсмены и участники этого шоу, дали этот вот неповторимый эффект. Илья Авербух поставил маленькие телевизионные шедевры. Это шоу мирового уровня. Наше телевидение российское, в общем-то, на мой взгляд, вообще по части технологий намного иногда выше европейского и мирового. Так вот это шоу, я думаю, может занять самые верхние строчки мировых телевизионных проектов во всех странах. И в Италии, и во Франции, и в Великобритании, и в Америке я знаю, что высокие рейтинги собирают аналогичные проекты на льду. Но у нас это просто выше всяких похвал было.


— Петр, вы говорите о концепции этого развлекательного шоу, как о концепции, направленной в том числе на поиск национальной идеи, на поиск национальной идентификации. Кто может быть героем новой страны?
Петр Вайль: — Прежде всего нужно сказать, что это не задача поиска национальной идеи. Когда лет 10 назад сказали, что нужно найти национальную идею, это ерунда, ее найти невозможно, она возникает сама собой, то ли вокруг какой-нибудь воинской доблести, там, победоносной войны, то ли вокруг потрясающих успехов какой-нибудь экономической или социальной программы, вокруг успеха артистов и спортсменов. Здесь соединились артисты со спортсменами. Не забудьте еще о драматургии, как это все было выстроено. Ведь почему спорт привлекательнее искусства? Потому что он непредсказуем - ты не знаешь, кто выиграет. Вот здесь это было в сочетании, как люди болели за то, что уходит симпатичный, смешной и трогательный Игорь Бутман со своей партнершей, вынужден покинуть соревнование. Как состязались Марат Башаров со своей партнершей и Дапкунайте со своим партнером, лидирующие пары. Как Татьяна Тарасова обидела Екатерину Гусеву, поставив ей заниженную, как всем показалось, оценку. Это же все было настоящие спортивные, искренние переживания. И хотя лица все были знакомые, они-то предстали в новых необычных сочетаниях. Вот в чем драматургический успех этого дела, и вот почему этим всем можно не просто так, знаете, гордиться на расстоянии — вот, там, какой-нибудь ученый получил Нобелевскую премию, а черт его знает, что он там изобретает, все равно никто ничего не понимает, можно гордиться высочайшим качеством и в то же время искренне переживать, сидя на собственном диване.


— Есть большой соблазн сейчас повторить успех этого проекта, закрепить его в новом сезоне. Есть такие планы у телевизионного начальства?
Арина Бородина: — Апофеозом успеха этого шоу было гала-представление в Ледовом дворце на Ходынке. 15-тысячный зал просто устроил настоящую овацию всем участникам этого шоу «Звезды на льду». Зал стоя их приветствовал, как национальных героев, ей Богу. Конечно, очень сейчас трудно будет Первому каналу заменить это шоу, тем более что это надо делать очень быстро, сразу после Нового года, потому что люди привыкли каждую субботу вечером сидеть у телевизора. Насколько я знаю, готовится проект похожий, и там тоже будут принимать участие многие артисты, которые танцевали, учились кататься на коньках. Мне сказали, что во Франции будут съемки проходить. Это будет спортивное шоу, очень азартное, зимние виды спорта, тоже основанное на конкуренции, это что-то такое в виде «Больших гонок», вот этот проект шел тоже лицензионный на Первом канале, но говорят, что это более современная, более технологичная и более азартная версия. Это только начинаться будут съемки. Мне сказали, что в начале года Первый канал к ним приступает. Но это, видимо, очень дорогостоящее шоу. Пока о каких-то других планах мне неизвестно.


— Петр, вот в той плоскости, в которой вы предлагаете нам размышлять над успехом этого проекта, понятно, что в нынешней России просто так на главном государственнообразующем канале такая громкая, яркая программа пройти не может. Будет ли это кем-то продолжено, будет ли это как-то использовано в такой социально-идеологической сфере?
Петр Вайль: — Да, это, собственно говоря, уже использовано. Не забудем о том, что фигуристы появились на Красной площади. А вот в этом шоу «Звезды на льду» вы обратите внимание, что они, стоя на пьедестале, и вообще все были наряжены в красные костюмы с надписью «Россия», как будто в самом деле шли соревнования. Хотя зачем писать «Россия», если все российские? Понятно, что этому уже придавался статус некой международной победы.


— Над самими собой.
Петр Вайль: — Совершенно верно — над самими собой. То есть России талантливой над Россией бездарной, России трудолюбивой над Россией ленивой, России целеустремленной над Россией разгильдяйской.


— А вот Россия, преследующая инородцев, Россия, в которой растут настроения ксенофобии и так далее, и тому подобное? Тут люди с разными самыми фамилиями, с разными лицами, представляющие молодость нации, причем многонациональную молодость нации.
Петр Вайль: — Да не то что молодость нации, это как раз была Советская империя, которая, по моим наблюдениям, сохранилась только в застолье, где грузинский шашлык, украинский борщ. Посмотрите, кто стоял на пьедестале: татарин, литовка, ведущие — украинец и еврейка, русский, грузин. Где их еще можно собрать вместе и на таком высоком качестве? Все, уже не волнуйтесь, использовано.


— Да я не волнуюсь.
(Общий смех.)


XS
SM
MD
LG