Ссылки для упрощенного доступа

"Газпром" не подписал соглашение о поставке российского газа в Азербайджан


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Андрей Шароградский: Власти Азербайджана и руководство российского концерна "Газпром" не подписали соглашения о поставке в Азербайджан российского газа в 2007 году. «Газпром» увеличил цену на газ для Азербайджана со 110 долларов за тысячу кубометров до 235 долларов. В ответ президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что такая цена "диссонирует с духом и сущностью российско-азербайджанских отношений". Ильхам Алиев не исключает, что в нефтегазовых отношениях между Москвой и Баку существует политический подтекст.



Олег Кусов: Москва изменила своё отношение к Баку из-за Тбилиси. Азербайджан не скрывал, что намерен продавать часть имеющегося в его распоряжении газа соседнему государству, у которого сохраняются напряжённые отношения с Россией. Слово руководителю спецпроекта "Россия-Азербайджан" Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Исмаилу Агакишиеву.



Исмаил Агакишиев: Вопрос непростой, но, скорее всего, это итог тех отношений, которые существуют в отношении трубопроводов, которые проходят через территорию Грузии. Это связано с охлаждением отношений нынешним руководством Грузии с политикой Саакашвили, которая ведется в отношении России. Дело в том, что через территорию Грузии проходят два нефтепровода в Европу, через Турцию, будет проходит также газопровод, который будет поставлять нефть и газ в Азербайджан и в Европу. Так или иначе, закономерно Грузия является в таком случае стратегическим партнером Азербайджаном. И позиция руководства Азербайджана с самого начала и на сегодняшний день такова, что Азербайджан ведет сбалансированную политику, и эта политика позволяла до сих пор держать ровно отношения как с европейскими странами, как с США, так и с Россией и Грузией. Единственные осложненные отношения были у Азербайджана в связи с Нагорным Карабахом с Арменией, а со всеми остальными странами было очень ладно. Естественно, на сегодняшний день тоже Азербайджан претендует именно на то, чтобы отношения оставались такими, равными.


Естественно, исходя из этого, Азербайджан сторонник продолжения той политики, которая была.



Олег Кусов: По словам Исмаила Агакишиева, в Азербайджане готовы заменить российский газ своим мазутом.



Исмаил Агакишиев: Не секрет, что до получения газа из России использовали мазут, как основной источник топлива для получения энергии. Когда цена на газ будет очень высокой, Азербайджан должен просто вернуться к тому, чтобы перерабатывать нефть, а нефть он будет брать из трубопровода, у него другой нефти нет.



Олег Кусов: За российско-азербайджанскими газовыми разногласиями стоят и политики, и экономика, считает московский журналист Вадим Дубнов. «Газпром», по его мнению, прежде всего, стремится получить прибыль. В погоне за ней он готов испортить политические отношения между официальной Москвой и её партнёром по СНГ. Но в Москве не учитывают, что и Азербайджану, и Грузии на помощь готова прийти Турция.



Вадим Дубнов: История с азербайджанским газом, вернее, отказ Азербайджана от нашего газа, она, может быть, гораздо более поучительная, чем даже широко разрекламированная история с Белоруссией. Удивительным образом, на мой взгляд, Москва вела себя в отношении с Баку, прекрасно зная, что Азербайджан может себе позволить отказаться от российского газа. Алиев не хотел рисковать явно, Алиев пытался играть до последнего, потому что Алиеву, в отличие от Саакашвили, есть что терять. Но "Газпром" вместе с Москвой пытаются это дело как будто бы ускорить, и Саакашвили согласился на эти правила. Алиев не хотел соглашаться, ему нравилось как бы эта постепенная расконсервация режима. Но, я думаю, что мы вынудили его это сделать, не задумавшись о том, что он может себе это легко позволить. Потому что ведь "Газпром" мечтает о жилетке собственных достижений. Если бы он внимательно смотрел за тем, сколько газа в Турции уже сейчас, то он бы уже мог догадаться, что труба из Азербайджана в Шах-Дениз идет, во всяком случае, не для покрытия дефицита Турции в газе. Турция хочет стать крупнейшим дистрибьютором в этом районе. Когда Турция отказала свои квоты 2 миллиарда 800 миллионов тонн кубометров газа, по-моему, такая цифра, эта квота прекрасно покрыла часть дефицита Грузии, часть дефицита Азербайджана и даже Греции, кстати.



Олег Кусов: Осложняя отношения с Азербайджаном и Грузией, Россия ставит в сложное положение своего стратегического союзника в регионе - Армению, считает Вадим Дубнов.



Вадим Дубнов: За этим стоят очень большие и очень важные события, не только касающиеся Азербайджана и Грузии. Дело в том, что еще есть Армения. Армения себя сейчас поставила в совершенно безвыходную ситуацию, на мой взгляд, потому что, если грузины избавятся от зависимости от российского газа вообще, сейчас они зависят на треть и то они здорово подстраховались на случай с шах-денизской трубой. Когда эти проблемы будут решены, зависимость Грузии от российского газа снизится, в общем-то, до совсем не принципиальных величин и тогда, я думаю, они уже не будут, сломя голову, бросаться чинить газопровод, который ведет в Армению, как это было сейчас. Это, во-первых. Во-вторых, грузины могут тогда торговать по транзиту, сколько хотят, потому что энергетическую хартию они не подписали, над ними ничего не довлеет. И Россия, и Армения становятся немедленными заложниками позиции Грузии, которая теперь будет связана еще более ближе с позицией Азербайджана. Это первое. Второе - с Арменией тоже, на мой взгляд, Москва ведет себя довольно близоруко. Потому что, превентивным образом подстраховывая себя от ухода Армении, Россия окажет жесточайшее на нее давление, она заставит ее передать "Газпрому" даже последнее, что есть стратегическое в ее экономике, это газопровод из Ирана в Армению. Он не очень, конечно, стратегический, потому что, вообще говоря, альтернативой "Газпрому" быть не может, но в будущем в принципе мог. И если Армения все-таки передаст этот газопровод России, то для Ирана это будет очень жесткий сигнал. Потому уже даже по поводу нынешнего газопровода он отложил его вступление в эксплуатацию до марта, а дальше у Ирана есть проект стратегического газопровода в Европу и он действительно хотел проводить его через Армению, что было бы очень выгодно экономически, но, насколько я знаю, сейчас он уже заинтересовался грузинским вариантом. Поэтому, мне кажется, что история с азербайджанским газом, поспешность вот эта, жадность, не жадность, алчность, история с этой алчностью может оказаться, в общем, не исследованным уроком для "Газпрома".


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG