Ссылки для упрощенного доступа

Майкл Макфоул: "Приход демократов к власти в конгрессе вряд ли возымеет какие-либо последствия для американо-российских отношений"


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.



Виктор Нехезин: Некоторые обозреватели на основании первого же дня работы нового состава конгресса делают вывод, что демократы постараются значительно изменить приоритеты внутренней и внешней политики США. Насколько сильно эти перемены затронут американо-российские отношения, корреспондент Радио Свобода Юрий Жигалкин выяснял у одного из ведущих специалистов по России в Америке профессора Стэнфордского университета Майкла Макфоула.



Майкл Макфоул: По большому счету, приход демократов к власти в конгрессе вряд ли возымеет какие-либо последствия для американо-российских отношений. Основная причина заключается в том, что у демократов сегодня другие приоритеты, главным образом, связанные с внутриполитическими проблемами. Из международных единственная животрепещущая тема - Ирак. Потенциальным раздражителем для двусторонних отношений может стать деятельность комитета конгресса по международным отношениям, главой которого должен стать демократ Том Лэнтос, давний критик Владимира Путина. Я не сомневаюсь, что под его руководством комитет обратит больше внимания на отступление демократии в России.



Юрий Жигалкин: Профессор Макфоул, предсказания относительно неизбежного ухудшения двусторонних отношений стали, можно сказать, правилом хорошего тона в последние годы, однако, эти отношения сегодня, судя по всему, не хуже, чем год назад. Почему, как вы считаете?



Майкл Макфоул: Я согласен с вами. Я не вижу признаков резкого ухудшения отношений. При этом интересно, что тезис о надвигающемся кризисе муссируется главным образом Москвой, которая, я бы сказал, одержима идеей противопоставления себя Вашингтону. Будем откровенны, у администрации Буша сегодня есть гораздо более насущные проблемы, чем отношения с Россией и нет ни сил, ни желания взваливать на себя дополнительные заботы. Я думаю, что в обозримом будущем можно назвать лишь два потенциальные повода для реального обострения отношений. Во-первых, если США прибегнут к силе, пытаясь нейтрализовать иранскую ядерную программу, это маловероятно, но не исключено. И, во-вторых, если Кремль прибегнет к манипуляциям в преддверии президентских выборов в России, попытавшись, скажем, их отложить, или Владимир Путин выдвинет себя на третий срок, это, не исключено, станет последней каплей, которая переполнит терпение Вашингтона и реально отразится на двусторонних отношениях.



Юрий Жигалкин: Иными словами вы считаете, что приход демократов к власти в конгрессе, скорее всего, отразится лишь на тоне заявлений Вашингтона, а не на сути отношений?



Майкл Макфоул: Если у Тома Лэнтоса и его союзников в конгрессе даже и не будет возможности оказать реальное давление на российскую политику Белого дома, то они все равно добьются много, привлекая постоянное внимание к ситуации в России, дав всем, в том числе россиянам, четко понять, что Вашингтон не занимает антироссийскую позицию, что пытается внушить своим гражданам Кремль, что объектом американской критики является не Россия, а российская автократия.


XS
SM
MD
LG