Перекрытие трубопровода «Дружба», который является одним из основных источников подачи российской нефти в Германию (страна удовлетворяет более четверти своих потребностей в этом виде сырья за счет России) вызвало у немецких политиков резкую реакцию.
Как отметил министр экономики Михаэль Глосс, в стране накоплены «запасы нефти на три месяца, и мы можем, конечно, обратиться к другим поставщикам. Но никуда не годится, когда возникают перебои. Это показывает, что источники нашего энергоснабжения мы должны искать не только в восточном направлении».
Еще яснее выразилась федеральный канцлер Ангела Меркель. На встрече в Берлине с членами Европейской комиссии (поводом стало начало периода председательства Германии в ЕС) г-жа Меркель указала на неприемлемость ситуации, «когда приостановка поставок производится без консультаций со странами-потребителями, с которыми заключены контракты. На такой основе невозможно строить доверительные отношения и развивать совместную деятельность».
Прекращение поставок российской нефти в Германию напомнило о старом немецком споре, стоит ли стране полностью отказываться от атомной энергии. В программном соглашении нынешних участников правительственной «большой коалиции» было подтверждено решение о постепенном закрытии АЭС (оно было принято предыдущем правительством, в котором главными партнерами социал-демократов были «зеленые»).
До последних событий Ангела Меркель пресекала попытки некоторых политиков правого лагеря пересмотреть эту статью договора и продлить установленные законом предельные сроки работы атомных станций. Теперь уже сама Меркель мягко затронула эту тему, когда она рассуждала о том, какие выводы должна сделать Германия из прекращения подачи российской нефти. «Мы должны экономить энергию, мы должны развивать ее возобновляемые источники и, конечно, подумать, каковы будут последствия, если мы закроем наши атомные станции», - отметила она.
Однако социал-демократы, которые являются коалиционными партнерами ХДС, не хотят и слушать о возможной коррекции выбранного ранее курса на отказ от «мирного атома». Они напоминают, что нефтепродукты в Германии не используются для производства электроэнергии. Опросы населения показывают, что большинство немцев склоняется к продлению сроков эксплуатации АЭС, так что тема, возможно, будет фигурировать на следующих парламентских выборах.
В Германии сегодня многие с иронией упоминают название перекрытого нефтепровода («Дружба») ; в стране активно обсуждается новые концепции энергоснабжения Европы, которые уменьшили бы ее зависимость от России. Но в любом случае эта зависимость сохранится еще надолго. Можно не сомневаться, что, когда 21 января Ангела Меркель приедет в Москву для проведения регулярных консультаций, тема надежного энергоснабжения Германии будет в ее беседах с Владимиром Путиным одной из самых важных.