Ссылки для упрощенного доступа

В Музее Берлинской стены выставлен список жертв советских репрессий в Германии


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Дмитрий Волчек : Сегодня в знаменитом Музее Берлинской стены Чекпойн Чарли частью постоянной экспозиции стал список около 43 тысяч человек , погибших в спецлагерях НКВД, созданых на немецкой территории в первые послевоеные годы. В музее побывал корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Юрий Векслер : Вскоре после окончания Второй мировой войны в советской оккупационной зоне Германии НКВД организовало несколько спецлагерей, куда были посажены члены нацистской партии и многочисленные предполагаемые противники коммунистического режима. Для новых лагерей использовались и старые, созданные нацистами, в частности, Бухенвальд и Заксенхаузен. Люди были, как правило, просто схвачены прямо на улице, не имея возможности никому из родных или знакомых сообщить о своем аресте. Это были как немцы, так и угнанные в Германию выходцы из бывшего СССР – русские, украинцы, белорусы, а также поляки, венгры, австрийцы, литовцы, эстонцы и представители других национальностей.


Почти о всех исчезнувших в этих лагерях людях их родственники ничего не знали до конца существования ГДР, где эта тема была табу. Вскоре после падения берлинской стены произошли события, о которых рассказал на открытии выставки в Музее Чекпойнт Чарли президент общества Немецкий Красный Крест, известный политик, бывший министр внутренних дел Германии доктор Рудольф Зайтерс.



Рудольф Зайтерс : В 1990 году министр внутренних дел СССР Бакатин объявил о намерении опубликовать документы архива НКВД. В тогда еще существовавшей ГДР люди проявили огромный интерес к возможности узнать о своих давно пропавших родственниках. В службу поиска немецкого Красного Креста в Мюнхене поступило тогда за короткое время более 10 тысяч запросов. В декабре 1992 года появилась, наконец, возможность работы в советских архивах, и уже вскоре наша служба поиска получила желаемую информацию. Число запросов по этой теме как об отдельных судьбах, так и о 10 лагерях НКВД в целом со стороны историков и частных лиц, ежегодно увеличивается.



Юрий Векслер : Тем, что мы вообще знаем о бесчинствах НКВД в послевоенной Германии, мы обязаны в первую очередь поискам возникшей в 1948 году в Западной Германии по инициативе немецкого правозащитника Райнера Хильдебрандта так называемой «Боевой группы против бесчеловечности», которая информировала как родственников арестованных, так и общественность в западных секторах Германии об арестах и чудовищных условиях содержания в концлагерях НКВД.


В конце пятидесятых годов группа передала немецкому Красному Кресту большую картотеку с информацией об исчезнувших людях. На открытии выставки президент общества Немецкий Красный Крест Рудольф Зайтерсрассказал:



Рудольф Зайтерс : По советским источникам между 1945 и 1950 годом было арестовано 123 тысячи немцев, которые, по мнению оккупационных властей, были замешаны в преступлениях нацистов или в военных преступлениях или нарушили порядок, предписанный оккупационными властями. Часть арестов проводилась на основе списков нацисткой партии, другая часть - на основе доносов, чаще же всего без указанных в документах оснований или причин. 43 тысячи заключенных, списки которых мы сегодня представляем, умерли в лагерях. 45 тысяч были после закрытия лагерей в 1950 году выпущены. Остальные были или депортированы в СССР или переданы властям ГДР и попали в лагеря и тюрьмы этих стран.



Юрий Векслер : Часть людей, по словам Рудольфа Зайтерса, умерла в лагерях НКВД от голода, так как в них были введены строжайшие наказания за попытки связаться с внешним миром. В частности, применялось уменьшение вдвое нормы питания. Тема эта, надо полагать, еще ждет своего историка, но сегодня возможно многие впервые услышат о существовании этих списков. Так думает, в частности, и Рудольф Зайтерс.



Рудольф Зайтерс : То что служба поиска Немецкого Красного Креста делает возможным в стенах Музея Чекпойнт Чарли свободное ознакомление со списками умерших в спецлагерях НКВД, дает тем кого это коснулось, прежде всего, родственникам возможность проявить активность и вступить в контакт с нашей службой поиска и, сделав запрос, узнать о судьбе своих т родных. Тема «Лагеря НКВД» в сознании населения Германии, прежде всего, на территории бывшей ГДР еще далеко не осознана и на ее осмысление потребуется время. Эта тема, бывшая до недавнего времени табу, должна быть окончательно детабуизирована.



Юрий Векслер : Работа музея на время презентации новой выставки не прерывалась. Поэтому параллельно презентации вы слышите звуковое сопровождение основной экспозиции музея Чекпойнт Чарли.


Представление немецкой общественности списка 43 тысяч погибших в советских концлагедрях на территории Германии – это совместная акция Немецкого Красного Креста и музея Берлинской стены Чекпойнт Чарли, инициатором которой выступила директор музея - вдова его основателя Райнера Хильдебрандта Александра Хильдебрандт. Александра родом из Киева и ответила на мои вопросы по-русски.


Как сказал господин Зайтерс, то, что сегодня происходит, выставленные здесь книги с именами, - это сделано по инициативе музея.



Александра Хильдебрандт : Да, это правда.



Юрий Векслер : Между тем, как из Советского Союза, из России эта информация была передана или стала свободной в 1992 году, прошло довольно много времени.



Александра Хильдебрандт : Мы не знали об этом.



Юрий Векслер : Вы не знали об этом?



Александра Хильдебрандт : Но если бы мы об этом знали, мой покойный муж был тогда еще жив, если бы мы об этом знали, мы бы совершенно мгновенно бы прореагировали, и предоставили помещение музея для того, чтобы эти списки выставить.



Юрий Векслер : Скажите, когда вы об этом узнали? Сколько времени понадобилось, чтобы эту замечательную работу проделать и представить общественности?



Александра Хильдебрандт : Я узнала об этом месяц назад. Я моментально прореагировала.



Юрий Векслер : А вот родственники этих людей. Вы думаете, что есть еще много, которые не знают об этом?



Александра Хильдебрандт : Да.



Юрий Векслер : И могут узнать, таким образом, придя в музей?



Александра Хильдебрандт : Да. Очень много еще таких людей есть. Они могут узнать о своих родственниках, придя в музей, посмотрев списки.



Юрий Векслер : Должен ли кто-то из родственников, кто хочет прийти в музей только для того, чтобы познакомиться со списками, покупать входной билет?



Александра Хильдебрандт : Те, кто хочет посмотреть списки, они не должны покупать входной билет.


XS
SM
MD
LG