Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Наталья Голицына и Софья Корниенко.
Кирилл Кобрин : Речь вновь пойдет о расследовании убийства Александра Литвиненко. В последние два дня ситуация с двумя расследованиями в России и Великобритании, которые ведут британские и российские следователи, обострилась. Лондонская «Таймс» пишет о том, что Генпрокурор России предъявил, как говорится в статье, «ультиматум». Суть его такова. Следователи Скотленд-ярда намерены еще раз допросить в Москве основных свидетелей по «делу Литвиненко» - Дмитрия Ковтуна и Андрея Лугового. Юрий Чайка ставит им условие - сначала российские следователи должны допросить в Лондоне Бориса Березовского и Ахмеда Закаева. Между тем, расследование, которое ведет антитеррористический отдел Скотленд-ярда, выходит на финишную прямую. О последних событиях в репортаже нашего лондонского корреспондента Натальи Голицыной.
Наталья Голицына : Скотленд- я рд опроверг сообщение информационного агентства ИТАР-ТАСС, озвученное многими российскими СМИ, в котором говорится, что британская полиция якобы «наложила полный запрет» на предоставление прессе информации о ходе расследования убийства Александра Литвиненко. В опровержении британской полиции говорится, что она лишь придерживается требуемого законом соблюдения тайны следствия. Сообщается, что английские следователи вновь обратились к российским властям с просьбой позволить им вторично допросить в Москве фигурантов " дела Литвиненко". Однако министр юстиции Юрий Чайка дал ясно понять, что такое разрешение может быть выдано англичанам лишь после того, как британская сторона разрешит своим российским коллегам допросить в Лондоне более ста человек по открытому в Москве уголовному делу об убийстве бывшего офицера ФСБ. Просьба российской стороны рассматривается сейчас британскими властями.
Бывший резидент КГБ в Великобритании, историк разведки Олег Гордиевский был близко знаком с Александром Литвиненко, и внимательно следит за расследованием его убийства. Кроме того, у него есть собственные источники информации по этому делу. Почему, по его мнению, британские следователи решили еще раз посетить Москву и вновь допросить там фигурантов "дела Литвиненко"?
Олег Гордиевский : Это вызвано тем, что российская сторона сотрудничала крайне плохо, крайне недоброжелательно. Она не помогала ни в чем. Она не давала возможности разговаривать с теми людьми, с которыми хотели разговаривать англичане. Они все через себя передавали. Вызвали из тюрем тех, которые сидят в тюрьме, которых англичане хотели увидеть. Все это выглядело как большая фальшивка, которую устроили российские юридические власти, чтобы просто втереть очки англичанам. Поэтому сказал министр юстиции, премьер-министр - поезжайте снова, и снова сделайте попытку, может быть, русские одумаются.
Наталья Голицына : Что нового в расследовании убийства Александра Литвиненко?
Олег Гордиевский : Ведется расследование уже третий месяц. Все, что было новое, все было раскрыто в первые 2-3 дня. Нашли нелегала, убийцу тренированного, который летел из Гамбурга Первого числа рано утром. Он прилетел в Хитроу по подложному паспорту Европейского Союза для того, чтобы пройти незамеченным, в то время, как все русские проходили паспортный контроль по-настоящему. Он прошел, и он исчез. Он не был ни в одном отеле, нигде его не нашли. Искали по всему Лондону. Ни в одном отеле... Это что значит? Что он сменил паспорт на другой паспорт страны Европейского Союза. В тот же вечер после отравления Литвиненко, он уехал, а, может быть, рано утром следующего дня (это пока еще неизвестно), но, может быть, англичане знают, он уехал уже по третьему паспорту. Он хранил эти паспорта у себя в портфеле в обшивке. Он их вынимал один за другим, как в 20-е - 30-е годы чекисты работали. Он исчез. И только известна его фотография, когда он прошел в Хитроу, его сфотографировали аппараты, которые там установлены. Была сделана фотография его первого паспорта. Второй и третий паспорта неизвестно где.
Наталья Голицына : Говорил бывший резидент КГБ в Великобритании, историк разведки Олег Гордиевский.
Кирилл Кобрин : Продолжим тему, связанную с убийством Александра Ливтиненко. Помимо следователей, журналисты проводят собственные расследования. На голландском телевидении состоялась премьера фильма In memoriam: Aleksander Litvinenko режиссеров Маши Новиковой и Йоса де Пюттера. В фильме демонстрируются фрагменты интервью с Литвиненко, взятого голландскими кинематографистами два года назад. С режиссером проекта Машей Новиковой беседовала корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко.
Софья Корниенко : Режиссер фильма Маша Новикова:
Маша Новикова : Йос снимал Литвиненко у него дома. И когда убили Анну Политковскую, Литвиненко заболел, мы подумали, что... Когда Йос мне принес все эти материалы, я просмотрела, и оказалось, что это уникальный материал. Потому что это у него дома, достаточно интимно. Сидит он, смотрит собственные кадры, где его арестовывают в зале суда, и комментирует это все. Как-то это было очень трогательно, особенно после смерти, все увидеть опять...
Александр Литвиненко (отрывок из фильма In memoriam : Aleksander Litvinenko ) : Одно дело - знать, что твой сосед по кабинету убивает, а другое дело - убивать самому. И я, когда мне дали приказ убивать людей, я сказал, я этого делать не буду. Сначала просто не стал этого делать тихо, молча. А потом, когда они начали настаивать, я отказался открыто.
Я поговорил со своими подчиненными. У нас был такой разговор. Я говорю, у нас есть три пути. Путь первый - начать убивать. И, я говорю, тогда у нас уже, ребята, пути назад нет. Конечно, мы будем жить богато, будем убивать в интересах своего начальства, и начальство нам разрешит убивать в наших интересах. Мы будем иметь большие деньги. То есть если ты можешь свободно заниматься убийствами, ну десять тысяч долларов - двадцать ты можешь свободно заработать в Москве. Но если мы начнем убивать, то пути назад уже нет. Путь второй: просто этого не сделать, и может быть, нас раскидают по подразделениям молча. И путь третий: открыто выступить. Если мы открыто выступим, то это все равно, что пойти на амбразуру дзота грудью. Я знал, что подняться против этой системы - это равносильно смерти. Вот еще одна кассета.
Софья Корниенко : Александр Литвиненко одну за другой показывает голландским кинематографистам видеокассеты. На одной он выслушивает оправдательный приговор, после того как несколько месяцев провел за решеткой по сфабрикованным обвинениям. В ту же минуту в здание суда врываются люди в масках и снова арестовывают его, увозя в Бутырскую тюрьму.
Александр Литвиненко (отрывок из фильма In memoriam : Aleksander Litvinenko ) : Со мной встретился ФСБ полковник и сказал: "Больше мы с тобой разговаривать не будем. Мы тебя убьем". Ой, вернее, мы убьем твоего сына шестилетнего. То есть мне он сказал так, что тебя же судят не за то, что ты уголовное преступление совершил. Все знают, что ты их не совершал. А тебя судят за то, что ты предал систему. За то, что ты открыто выступил против системы.
Софья Корниенко : Рассказал в интервью голландским кинематографистам в 2004 году Александр Литвиненко.