Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.
Михаил Саленков: В Петербурге отложена отправка в Москву тяжело больного солдата Романа Рудакова. Московский специалист, который, как заявляли военные, дал согласие на операцию, сообщил, что никто с ним не связывался, с лечащими врачами солдата он не разговаривал и не видел истории болезни. Родственники Романа уверены, что военные пытаются скрыть истинную причину того, почему военнослужащему требуется операцию. Напомню, Рудаков был призван в армию, несмотря на заболевание. И причиной того, что рядовому требуется срочная операция, по некоторым данным, стали побои.
Накануне также стало известно о том, что военная прокуратура передала в военный суд Южно-Сахалинского гарнизона дело о гибели 18-летнего солдата срочной службы Раиля Бикмухаммедова: он был призван в июле прошлого года, прослужил на Сахалине пять месяцев, а 13 декабря исчез. Его тело сослуживцы нашли в лесу неподалеку от части, солдат повесился на дереве. Экспертиза показала, что незадолго до смерти солдата жестоко избили. Подозреваются в убийстве или доведении до самоубийства два сослуживца Бикмухаммедова, сержант и рядовой, им грозит наказание в виде 10 лет лишения свободы.
В Бурятии солдат-срочник признался, что сжег своего сослуживца в топке, потому что тот над ним издевался. Подробности этой истории будут известны только в феврале.
Что происходит в Российской армии? Снижается ли, как заявляют военные, число фактов неуставных отношений?
Ольга Вахоничева: Российская армия представляет собой разваливающееся здание. Увеличивая военный бюджет ежегодно на треть, российская власть красит фасад этой развалюхи. Эту характеристику нынешнего положения в вооруженных силах страны дал военный обозреватель Александр Гольц. По его мнению, доверять официальной статистике о сокращении издевательств и побоев в воинских частях России нельзя.
Александр Гольц: Единственным реальным фактором, который мы можем назвать, это просто изменился начальник, который посчитал нужным сообщать те цифры, которые устраивают Министерство обороны, только и всего. На самом деле, согласно, опять-таки, официальным данным, у нас ежегодно комиссуют по причине травм около 20 тысяч военнослужащих. Я более чем уверен, что значительная часть этих людей - это травмы, вызванные побоями.
Ольга Вахоничева: Историй, подобных трагедии с военнослужащим Сычевым, в Российской армии случается по три в день, уверен Александр Гольц. Вся армейская система построена так, чтобы эти факты скрывали от общественности. По мнению военного обозревателя, дедовщина в армии - варварская форма поддержания дисциплины. Изменить ее можно, проведя военную реформу, которой в России никогда не было. А именно - создать корпус профессиональных сержантов, отличающихся по возрасту, жизненному опыту от солдат-срочников, коренным образом изменить систему образования и прохождения службы российскими офицерами.
Александр Гольц: Пока Российская армия останется такой, какая она есть, а выступление министра обороны на только что созданном общественном совете при Министерстве обороны не оставляет на этот счет никаких сомнений, мы можем твердо сказать, что ситуация сохраниться или ухудшился.
Ольга Вахоничева: Только за последнюю неделю в комитет Союза солдатских матерей с жалобами на побои от старослужащих обратились три новобранца, еще один призывник выпрыгнул из окна здания одного из столичных районных военкоматов, где его пытались удержать силой.