Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Путин завершает визит в Индию: комментарий президента Фонда поддержки востоковедческих исследований Сергея Лузянина


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие президент Фонда поддержки востоковедческих исследований Сергей Лузянин .



Арслан Саидов: Президент России Владимир Путин находится с официальным визитом в Индии. Сегодня он примет участие в торжествах, посвященных главному национальному празднику страны - Дню республики. Итогом переговоров стало подписание ряда соглашений, в том числе в области развития атомной энергетики и в военно-технической сфере. Эксперты отмечают, что сотрудничество России и Индии вышло за рамки сугубо двусторонних отношений.


Комментирует визит Путина в Индию президент Фонда поддержки востоковедческих исследований Сергей Лузянин.



Сергей Лузянин: Сегодня, кроме двустороннего вот этого формата, который сам по себе, конечно, важен, совершенно четко просматривается и более широкий, глобальный формат. Если говорить об Индии, то Индии нужна поддержка России для лоббирования продвижения Нью-Дели в постоянные члены Совета Безопасности. Во-вторых, совершенно ясно, что сегодня Индия - лидер в Южной Азии, она, собственно, им и была, но, кроме этого, учитывая складывающийся такой трехсторонний формат - Индия, Китай и Россия, сгладились отношения Пекин-Дели уже на официальном уровне. Ну, и собственно говоря, вот этот узкий прагматический смысл, двусторонний. Сегодня Индия - крупный инвестор в российскую экономику. Суммируя все это, можно говорить о неком новом качестве. Но главное, что в этом новом качестве, - это, конечно, прежде всего прагматизм, раз. Второе, колоссальные растущие амбиции Индии, которой нужна Россия, два. И третье, Россия и Индия, ну, и за кулисами Китай официально и неофициально лоббируют или отстаивают некую многополярную повестку мира, она не совпадает совсем с американской, и из этого вытекает, что есть сближение позиций Индии и России по Ближнему Востоку, по Ирану и так далее, и так далее. Так вот, суммируя все это, можно говорить о неком новом качестве.



Арслан Саидов: Как вы думаете, насколько важную роль в сегодняшних отношениях Москвы и Дели играет бывшая дружба народов между Советским Союзом и Индией? Есть ли здесь некие ностальгические нотки?



Сергей Лузянин: Это классическая ностальгия. Россия и Индия - братья навек. Горячие поцелуи Брежнева и Индиры Ганди, и других индийских лидеров. Все это в прошлом. Индия всегда ведь была... в советско-индийских отношениях некий идеологический такой оттенок носила: лидер некапиталистического мира, некий полусоциалистический эксперимент у Неру. То есть всегда как бы Индия рассматривалась в советской политике, как некий "голубь мира". А сегодня невольно это осталось, хотя, если говорить жестко и прагматично, ну, Индия не особый такой голубь мира. Потому что, допустим, Индия и Пакистан, на мой взгляд, несут достаточно равную ответственность по кашмирской проблеме, они оба имеют ядерное оружие, ну, де-факто признанное, де-юре понятно, что это нарушение с 1998 года Договора о нераспространении, и другие известные вещи. Но эта ностальгия советская действительно осталась.



Арслан Саидов: Сергей Геннадьевич, что вы думаете о перспективах российско-индийского военного сотрудничества?



Сергей Лузянин: Эти проблемы действительно существуют. Есть один нюанс. Дело в том, что на современном этапе российско-индийское военно-техническое сотрудничество имеет такой специфический характер. Индия и Россия - два партнера, которые имеют совместное военное производство или кооперацию, чего, кстати, Россия не имеет с Китаем, ну, по ракете противокорабельной "Брамос" и другим. Это означает, что две страны, эксперты военные и военные инженеры, военная мысль пытаются объединиться, чтобы ликвидировать вот эту проблему, добиться вместе новых технологических разработок. Кстати говоря, если мы возьмем в целом торговлю, военно-техническая часть составляет львиную долю, а в целом сама-то торговля России и Индии невелика, она всего 3 миллиарда долларов в год. Если сравнить российско-китайскую (это 30 миллиардов), то получается в 10 раз меньше. Из этого следует вывод, что экономики не очень стыкуются, что пока, видимо, нет адекватного торгово-экономического обмена между российскими и индийскими соответствующими отраслями промышленности. Это тоже серьезная проблема, над которой нужно думать экспертам и политикам.



Арслан Саидов: По вашему мнению, для кого важнее развивать отношения – Индии, России? Или такой равнозначный взаимный процесс?



Сергей Лузянин: Учитывая пока большую потребность Индии в вооружении, в помощи России в космосе, особенно учитывая растущую потребность Индии в энергоносителях, она надеется все-таки, что это новый будет стратегический прорыв, пока это фифти-фифти, если брать такой энерго-военно-технический аспект. К этому надо добавить то, что Индия, имея планы глобального позиционирования на уровне ООН, регионов и так далее, нуждается в России тоже. Поэтому это компенсирует те минусы, о которых я говорил в плане не очень четкой совместимости экономик и определенного отставания экономического России по отдельным, особенно высокотехнологичным отраслям промышленности. Поэтому я думаю, что это примерно пополам.


XS
SM
MD
LG