Ссылки для упрощенного доступа

Прорыв в мирном процессе в Северной Ирландии


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.



Кирилл Кобрин: Серьезный прорыв в мирном процессе в Северной Ирландии. Глава партии "Шинн Фейн", политического крыла Ирландской республиканской армии, Джери Адамс заявил, что его организация признает и уже начала признавать легитимность действующих в Ольстере британских правоохранительных органов. Напомню, раньше ИРА вела войну против британских полицейских, размещенных в Северной Ирландии.


Сейчас в прямом эфире наш корреспондент в Лондоне Наталья Голицына. Наталья, здравствуйте. Наблюдатели называют заявление Адамса прорывом. В чем значение этого политического жеста?



Наталья Голицына: Дело в том, что последние 86 лет католическая община Ольстера отказывалась сотрудничать с полицией и с судами провинции, считая их нелегитимными. Этот бойкот начался еще до провозглашения независимости Ирландской республики в 1949 году, он восходит к эпохе вооруженной борьбы ирландцев за независимость 1919-1921 годов. А когда в 1969 году начался последний кровавый виток противостояния католической и протестантской общин Ольстера, связанное с активностью террористической Ирландской республиканской армии, бойкот полиции перешел в вооруженную борьбу с ней со стороны ИРА, которую представляет "Шинн Фейн". Кстати, все его руководство в прошлом это члены ИРАК. "Шинн Фейн" добивается участия в ассамблеи Ольстера и его правительстве. Однако победившая на последних выборах в ассамблею крупнейшая в провинции Демократическая юнионистская партия Ольстера поставила условия для создания коалиционного "Шинн Фейн" правительства, партия "Шинн Фейн" должна признать легитимность правоохранительных органов провинции и начать с ними сотрудничать. Кстати, на этом же условии настаивало и британское правительство. Так что это событие вполне корректно назвать историческим, оно открывает новые перспективы установления прочного мира в Северной Ирландии.



Кирилл Кобрин: Как отреагировали на это заявление, мягко говоря, оппоненты ирландских католиков, местные протестанты?



Наталья Голицына: Если позволите, прежде всего, бэк-граунд этого события. Дело в том, что межобщинный конфликт в Северной Ирландии, который уже унес десятки тысяч жизней, уходит своими социальными и религиозными корнями в средние века, когда Британия, как известно, огнем и мечом подавляла восстания в Ирландии. Особенно обострились отношения протестантов и католиков после жестокого подавления британскими войсками так называемого "пасхального восстания" в Дублине в 1916 году. В 1969 году британское правительство вынуждено было послать войска в помощь полиции в Ольстер, когда начался террор со стороны ИРА. Все 70-е, 80-е годы в Северной Ирландии происходили вооруженные столкновения между католической и протестантской общинами, а в начале 90-х начались переговоры ИРА и политическими партиями Ольстера, которые и привели к очень важному перемирию: в 1998 году было подписано так называемое Соглашение страстной пятницы. Это перемирие предоставило Северной Ирландии самоуправление, избрание ассамблеи Ольстера, которая была наделена законодательной инициативой и могла формировать местное правительство, туда, кстати, вошли и представители партии "Шинн Фейн". Но в 2002 году в администрации Ольстера были обнаружены агенты ИРА и тогда протестантские партии Ольстера прекратили сотрудничество с "Шинн Фейн". После этого в Северной Ирландии было введено прямое правление британского правительства, а в прошлом году правительство Великобритании разрешило создание так называемой виртуальной ассамблеи, которая могла бы проводить дебаты по политическим проблемам.


XS
SM
MD
LG