Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Юрий Багров.
Андрей Шарый: Рейтинговая оценка, довольно низкая, которую организация «Фридом Хаус» выставила России, приравняв ее по уровню гражданских свобод с Северной Кореей и Кубой, не вызвала удивления у российских правозащитников. Большинство экспертов согласны с выводами, сделанными международными специалистами. Мнения российских правозащитников выяснял корреспондент Радио Свободы Юрий Багров.
Юрий Багров: Правозащитники напоминают, что «Фридом Хаус» - не единственная организация, критикующая Россию за низкий уровень гражданских и политических свобод. Так, в рейтинге свободы слова международной организации «Репортеры без границ» Россия занимает 158 место из 168 стран.
Говорит Светлана Ганнушкина, сопредседатель общественной организации «Гражданское содействие»...
Светлана Ганнушкина: К сожалению, у меня не вызывает это удивления. Я не была ни в Северной Корее, ни на Кубе, ни в Ливии, но я вижу, что происходит здесь, и как уровень гражданских свобод становится все ниже и ниже, а также как государство все меньше и меньше интересуется мнением общества и международной общественности. У нас в течение двух предыдущих дней шли слушания Международной комиссии выдающих юристов по тому, как происходит у нас борьба с терроризмом. И то, что рассказывали у нас люди о пытках безумных, которые применяются у нас для того, чтобы выудить признание у людей, и о том, как преследуют при этом адвокатов, это, конечно, вызывает ужас. Но еще не меньший ужас вызывает то, что наши официальные лица фактически отказались встречаться с этой комиссией, уважаемой во всем мире. То есть мнение общества гражданского, поскольку это неофициальная структура, все-таки общественная, то есть это официальная организация, но это общественная организация, признанная во всем мире, вот авторитет таких организаций и, значит, авторитет гражданского общества просто перестал признаваться у нас в стране. О каких свободах можно говорить?
Юрий Багров: В России, за последние шесть лет произведен демонтаж демократических завоеваний, которые были сделаны в конце прошлого века, считает петербуржский правозащитник, заместитель председателя общественной организации «Гражданский Контроль» Юрий Вдовин.
Юрий Вдовин: Право граждан на выбор, по сути дела, ликвидирован. Нам по-советски разрешается голосовать "за". Партийное строительство сведено к невозможности строить независимые от исполнительной власти какие-то партийные структуры и от КГБ. Назначение губернаторов лишило нас возможности непосредственно влиять на местах на какие-то выборные органы. Представительные органы власти стали абсолютно подконтрольны исполнительной власти, то есть разделения властей нет. Я не говорю уже про средства массовой информации. Они давным-давно вернулись в советское состояние средств массовой агитации и пропаганды, которые формируют общественное мнение в стране в интересах вот этой самой правящей верхушки. Ну, а последние нападки на неправительственные организации, начиная со шпионских скандалов с камнями, идиотские совершенно, и кончая предстоящими проверками с 1 апреля организаций и отчетом их, это вообще чудовищно. Ситуация поставлена с ног на голову. Вместо того, чтобы общественное объединения и организации гражданского общества контролировали власть, власть взялась контролировать эти общественные организации, общественные объединения. Власть бесконтрольна, творит произвол с одной единственной целью - сохранить то политическое статус-кво, которое сейчас установилось. И оценка «Фридом Хаус», к сожалению, очень близка к действительности.
Юрий Багров: Многие эксперты категорически не согласны с оценкой правозащитной организации «Фридом Хаус». Так, адвокат Анатолий Кучерена, член Общественной палаты, заявил, что оценка является предвзятой и попахивает провокацией. А глава Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Панфилова сказала, что "Россия обойдется без некомпетентных поучений непрофессионалов".
Юрий Вдовин: Что касается Кучерены, я бы вообще оставил это без комментариев, потому что Общественная палата - это имитационный орган в массе своей, который призван для западного мира делать вид, что у нас существует гражданское общество. Поэтому комментарий члена Общественной палаты меня даже не удивляет, и господина Кучерены в частности. Что касается заявления Эллы Панфиловой, оно меня огорчает, но думаю, что это связано с тем, что Элла Панфилова пытается, находясь около непосредственно руководства, хоть что-то сделать, но для этого ей не надо портить отношения с этой властью, что называется. Но думаю, что политика компромиссов в той сфере к хорошему не приведет, к сожалению. Я думаю, что считать людей из «Фридом Хаус» некомпетентными в части защиты прав человека абсолютно бессмысленно и неверно, это достаточно серьезная организация, которая имеет громадный опыт по борьбе за права человека и за свободы в мире. Так что обзывать их некомпетентными Элла Панфилова, по-моему, погорячилась.
Юрий Багров: Министерство иностранных дел России выступило с резкой критикой доклада «Фридом Хаус». «Абсурдность этих оценок не оставляет места для комментариев», - сказали в департаменте информации и печати министерства.