Ссылки для упрощенного доступа

Большая часть реформированной электроэнергетики останется государственной


Создание вертикально интегрированных компаний не вполне сочетается с принципами реформы электроэнергетики, говорят эксперты
Создание вертикально интегрированных компаний не вполне сочетается с принципами реформы электроэнергетики, говорят эксперты

Будущее совместное предприятие «Газпрома» и СУЭК, учитывая позиции его учредителей, может не только изменить структуру национальной электроэнергетики. Даже по завершении ее реформы, под контролем государства останется более половины всего производства электроэнергии.


Какие именно активы двух компаний будут объединены в новом совместном предприятии, пока не определено. Из крупнейших владений «Газпрома» в электроэнергетике – треть акций компании «Мосэнерго», причем уже вскоре этот пакет может увеличиться до контрольного, и 11% акций РАО «ЕЭС России». «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) не только контролирует более 70 угольных предприятий, но владеет также почти 2% акций РАО «ЕЭС России» и крупными пакетами во многих региональных энергокомпаниях.


По сути, возникает один из крупнейших игроков на российском рынке электроэнергии, говорит аналитик инвестиционной группы «АТОН» Дмитрий Скрябин: «Даже без учета доли "Газпрома" в "Мосэнерго", в совместном владении СУЭКа и "Газпрома" оказывается примерно 15 тысяч мегаватт мощности. Это 7-8% от общероссийских мощностей, на долю которых приходится 5-8% всей производимой в России электроэнергии».


СУЭК – крупнейший в России производитель энергетического угля, не нем почти треть общей добычи. На электростанциях, работающих на угле, вырабатывается примерно 15% всей электроэнергии в России. На станциях, работающих на газе, - почти 50%. Объединение возможностей крупнейших в России поставщиков двух главных видов топлива для тепловых станций может изменить нынешнюю структуру топливного баланса российской электроэнергетики.


Этого добивается «Газпром» - чтобы газа в ней стало меньше, тогда он сможет увеличить экспорт, и угольные компании - чтобы доля угля в энергетике возросла. Это же предписывает и энергетическая стратегия России на период до 20020 года, одобренная правительством. Впрочем, действуют и чисто экономические факторы, отмечает аналитик «МДМ-Банка» Тигран Оганесян: «Везти на электростанцию уголь издалека очень дорого. Поэтому, скорее, участники нового СП будут увеличивать потребление угля на тех тепловых станциях, которые располагаются вблизи угольных бассейнов». Другой вариант – строить новые станции в угленосных регионах.


Вертикальная интеграция и реформа


Будущее совместное предприятие «Газпрома» и СУЭК в энергетике, учитывая бизнес его учредителей, станет, по сути, вертикально интегрированной энергетической компанией – от газовой скважины/угольного разреза до производства и продажи электроэнергии. «То, что будет происходить консолидация, это нормально. Иметь в стране 20 мелких производителей электроэнергии экономически невыгодно, - говорит Тигран Оганесян. - В будущем, на мой взгляд, в секторе ее производства останутся не более 3-4 самых крупных игроков».


С другой стороны, создание в российской электроэнергетике вертикально интегрированных компаний не вполне сочетается с принципами реформы отрасли, ориентированной, скорее, на разделение ее по производственному признаку и стимулирование конкуренции в двух из трех секторов – производстве и продаже.


В энергетике Европы действуют более 20 вертикально интегрированных компаний, среди крупнейших - государственная Electricite de France/Gaz de France во Франции или частные E.On или RWE в Германии. Более того, консолидация в этом секторе только нарастает, хотя Европейская комиссия, пытаясь стимулировать конкуренцию на энергорынке ЕС, настаивает на обратном – разделении этих компаний по производственному признаку или, как минимум, выделении из их состава передающих мощностей – трубопроводов и линий электропередачи.


В контексте российской реформы электроэнергетики следует говорить, скорее, о проблеме не вертикальной интеграции, а монополизации большей части рынка электроэнергии, отмечает Дмитрий Скрябин. И «Газпром», и СУЭК уже являются крупнейшими стратегическими инвесторами в этой отрасли. Кроме того, продолжает аналитик, на долю полностью государственной корпорации «Росэнергоатом» уже приходится 16% всей производимой в стране электроэнергии.


Далее – будущая гидро-ОГК, то есть государственная компания, которая в ходе реформы отрасли объединит все крупные гидростанции и которая, видимо, станет самым крупным производителем электроэнергии на российском рынке, полагает Дмитрий Скрябин: «Фактически под контролем государства окажется более 50% всех генерирующих мощностей в России. В таких условиях говорить о конкуренции здесь можно лишь с оговорками».


Более того, агрессивный приход «Газпрома» в энергетику может, если не отпугнуть других стратегических инвесторов, то, по крайней мере, заставить их задуматься о целесообразности прихода в российскую энергетику, считает Скрябин: «Они понимают, что задавать тон на этом рынке все равно будет государство».


XS
SM
MD
LG