Ссылки для упрощенного доступа

Памятник советскому воину в Таллине может быть перенесен: комментарий Валерии Новодворской и Андрея Савельева


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.



Кирилл Кобрин: Парламент Эстонии принял в окончательном чтении закон о сносе запрещенных сооружений. По этому закону, памятник советскому воину-освободителю, который стоит в центре Таллина, может быть перемещен в течение 30 дней после вступления этого закона в силу. Однако, как стало буквально час тому назад известно, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес заявил, что он не подпишет этот закон. Уже обсуждение само в Эстонии вопроса о памятнике советским воинам в Таллине вызвало бурную реакцию в России. Очевидно, что еще острее будет реакция на сегодняшнее заявление и сегодняшнее решение парламента. Вот первые мнения. Корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров побеседовал с лидером партии "Демократический Союз" Валерией Новодворской и депутатом Госдумы России Андреем Савельевым.



Карэн Агамиров: Лидер партии «Демократический Союз» Валерия Новодворская рассуждает…



Валерия Новодворская: Это очень мило и благородно со стороны эстонцев, что они еще куда-то будут его переносить. В принципе они могли бы его расплавить, потому что воины-освободители (с точки зрения Сталина и его подданных) на самом деле были воинами-завоевателями для эстонского народа. Есть такое правило: уходя из своих колоний, забирай с собой свои памятники. Надо было это сделать еще в тот день, когда Михаил Горбачев признал, наконец, независимость стран Балтии. Ну, тот визг, шипение, которые раздаются по этому поводу в России, свидетельствуют только об одном, что мы ведем битву за беспамятство, за беспамятство свое, за беспамятство чужое. Положим, несчастные солдаты были не виноваты, потому что сзади шли заградотряды. Они шли на Берлин и должны были, естественно, выбить гитлеровцев отовсюду. Это не значит, что они освобождали Эстонию. Солдат-то - он, по стихотворению, да, "как славно быть ни в чем не виноватым, простым солдатом, солдатом, солдатом". Солдат часто принуждают совершать вполне скверные поступки. Немецкие солдаты, по Ремарку, тоже мало в чем были виноваты, когда их погнали завоевывать Россию или другие страны. Есть историческая ответственность, и уж никак нельзя требовать, чтобы твой памятник стоял в той стране, которую ты завоевал для тирании, и назавтра вместо улыбок и цветов были депортации, аресты, расстрелы.



Карэн Агамиров: Настаивает лидер партии «Демократический Союз» Валерия Новодворская. Противоположная позиция у депутата Государственной Думы России Андрея Савельева.



Андрея Савельева: Это событие ожидаемое. Те, кто надеялись, что какими-то демаршами можно остановить снос памятника, опрометчиво на это надеялись, потому что элементом эстонского политического самосознания стала ненависть к России и русским. Поэтому закономерным следствием такого формирования сознания является уничтожение всех символов, которые каким-то образом связывали Эстонию с русской историей. Снос памятника означает для эстонцев символическое действие, действие, связанное с отречением от своего прошлого. Они строят свое государство фактически с нуля, строят его на ненависти. На этом будет строиться позиция властей Эстонии до тех пор, пока они не упрутся в те проблемы, которые естественным образом возникают в случае такого стратегического выбора. Это будет ответное отторжение этого государства всеми, кто с ним когда-либо взаимодействовал или собирается налаживать какие-то добрые отношения. Я считаю, что структуры Евросоюза попустительствуют таким действиям со стороны Эстонии. Но общественное мнение ни в коем случае не может быть на стороне эстонских властей ни в одной стране Европы, которая воевала с фашизмом.



Карэн Агамиров: Прогнозирует депутат Государственной Думы России Андрей Савельев.


XS
SM
MD
LG