Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Соколов: «Казус Горгулова»


75 лет назад, 6 мая 1932 года, в Париже в 3 часа дня русский эмигрант Павел Горгулов застрелил президента Французской республики Поля Думера.

Про этот печальный юбилей помнит, дай Бог, пара историков да автор блестящего «романа из газет» «Вариант Горгулова» Сергей Кудрявцев.


Думаю, что и я забыл бы о геростратовом юбилее, если б на парижском развале не натолкнулся на журнал “Le Mirror du Mond” с кадрами ареста убийцы.


Я был знаком с человеком, который говорил с Горгуловым. Егор Малахов запомнил визит Горгулова в офис Трудовой крестьянской партии на улице Краковской в Праге. Малахов посчитал гостя провокатором.


Три четверти века тому назад все газеты Европы вели свое следствие. Эмигранты доказывали, что Павел Горгулов появился за границей при странных обстоятельствах. Кубанского казака, «стихотворца Поля Бреда», писавшего, противопоставляя Россию и Запад, что «фиалка победит машину», опознавали и как комиссара, и как агента ЧК.


Поводов искать «руку Москвы» хватало: прямо в центре Парижа в январе 1929 года спецгруппой Якова Серебрянского был похищен генерал Александр Кутепов.


Советские газеты яростно контратаковали. Анри Барбюс называл террориста «белым убийцей», вполне по-леонтьевски кипел гневом Илья Эренбург: «Вся русская эмиграция - и есть "горгуловшина"!».



Убийца президента Франции Павел Горгулов на допросе после ареста.
Фото “Le Mirror du mond” 1932 год

Дискуссия 1932 года между западной и советской прессой очень напоминала все то, что написано в России и вне нее в связи с убийством в Лондоне Александра Литвиненко. И там, и тут всплывали неприятные для Кремля факты. В деле 1932-го высвечивались старые связи Горгулова с чекистами. В деле 2007-го ясно то, что именно офицеры спецслужб устроили Литвиненко «fiveo’clock с полонием». И, как сообщил мне источник, знакомый с ходом расследования, полиция видит, что за отравлением стоит государство.


Свою тайну Павел Горгулов унес в могилу: он был гильотинирован 15 сентября 1932 года. Как бы то ни было, был ли безумец направлен рукой Москвы или действовал в одиночку, убийство президента Думера на годы дискредитировало русскую эмиграцию в глазах западной публики, а новые похищения и провокации конца 30-х сделали ее недееспособной.


Вот и недавние же убийства Александра Литвиненко в Лондоне и Анны Политковской в Москве, кто бы их ни осуществил, вполне деморализовали противников Кремля, показав, что «врагов народа» достанут везде.


Ныне, как бы ни уверяла в обратном народ кремлевская пропаганда, никакой олигархической оппозиции режиму за границей нет. Если не считать Бориса Березовского, который по привычке дразнит Владимира Путина.


Если преступление не вполне раскрыто, это не значит, что его смысл не будет понят современниками. А уж по мере того, как проходит время, вы получаете достоверный диагноз: в кого на самом деле целили организаторы убийства, и кому злодеяние было выгодно.


XS
SM
MD
LG