Кузбасс вновь стала местом трагедии. Пять лет назад в этой же шахте «Юбилейная» взорвался метан, погибли 6 горняков, 14 получили различные травмы и ожоги. Тогда под землей находились 423 горняка. Но самая крупная катастрофа за последние десятилетия произошла совсем недавно. 19 марта этого года на другой шахте «Южкузбассугля» - «Ульяновская» в результате опять же взрыва метана погибли 110 человек. Поисковые работы продолжались несколько недель. Рассказывает начальник управления информации и связи с общественностью МЧС России Ирина Андрианова:
- На шахте сосредоточены все необходимые силы и средства. Там находятся 75 отделений горноспасателей, 23 отделения работают под землей, проводят поисково-спасательные работы. Как раз на том участке, где произошел взрыв, был обнаружен один живой шахтер, он сейчас поднят на поверхность. Таким образом, на поверхность подняты или вышли сами 179 человек. 7 из них получили различные травмы и ожоги. Взрыв произошел на глубине 520 метров. Длина участка - 300 метров. Так что сил и средств сейчас хватает, там работают спасатели, оперативная группа главного управления МЧС России по городу Кемерово, спасатели из Новокузнецка. На месте находится руководство шахты, губернатор.
По факту взрыва на шахте «Юбилейная» возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности ведения горных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Статья предусматривает лишение свободы на срок до 7 лет. Ответственность за гибель людей несут руководители компании «Южкузбассуголь», чьим подразделением является шахта «Юбилейная», считает председатель «Росуглепрофа» Иван Мохначук:
- На мой взгляд, у работодателей, прежде всего у руководителей предприятий, главных инженеров, поскольку они в первую очередь отвечают за безопасность труда, должно было проявиться обостренное чувство ответственности за безопасность труда. Но, к сожалению, как показывает практика, они выводов не сделали. Я думаю, что прокуратура в данном случае должна проявить жесточайшую принципиальность и помочь им понять и осмыслить, что безопасность труда - прежде всего, а уголь и все остальное - потом.
- Чем, на ваш взгляд, отличается трагедия, которая произошла на шахте «Ульяновская», от аварии на «Юбилейной»?
- Да, по-моему, ничем. Потому что вот я, как горный специалист, могу вам сказать, что, в принципе, взрывов на шахте не должно быть, это первое. Потому что даже если в случае каких-то горных нарушений происходит массовый выброс газа метана либо еще чего-то, то должна срабатывать система защиты, аппаратура, отключаться электроэнергия. А если нет электроэнергии, то и взрыва не должно быть. Мне сейчас сложно судить, что явилось причиной взрыва. Понятно, что метан выбросило, а вот что непосредственно было со взрывом, и сыграла в этом случае какую-то роль угольная пыль или не сыграла, сложно судить. Но система защиты должна сработать и отключить электроэнергию. Очевидно, этого не произошло, что и явилось причиной взрыва.
- Что может ожидать компанию «Южкузбассуголь»? Говорят о том, что ее могут лишить лицензии.
- Я думаю, что лишение лицензии компании «Южкузбассуголь» будет не совсем правильным шагом, потому что компания добывает 80 процентов коксующихся углей в России, а это значит - полностью угробить рынок коксующегося угля, поставить в очень сложное положение металлургов, которые не виноваты в чьем-то разгильдяйстве. А вот жесточайшим образом и по максимальному варианту спросить с руководителей предприятий нужно, не списывая вину на погибших инженерно-технических работников, которые были в шахте (как это произошло на шахте «Ульяновская», когда попытались списать все на главного инженера, который погиб).
По мнению лидера шахтерского профсоюза, руководство шахты могло закрывать глаза на нарушения техники безопасности с молчаливого согласия руководства компании, которое пренебрегает этими нормами. «Я думаю, - говорит Иван Мохначук, что ущерб, который наносят такие аварии, несоизмерим с выгодами от добытого количества угля. Если бы уделяли правилам безопасности больше времени, при этом ежедневно добывали, может быть, чуть меньше угля, но в стабильной, нормальной, спокойной обстановке, то это было бы более выгодно, стабильно для компании, в целом для рынка и смежников».
Иван Мохначук называет случившееся катастрофой для семей шахтеров. Денежные выплаты, полагающиеся семьям погибших, по его мнению – слабое утешение. «Скажем, после аварии на шахте "Ульяновская", мы посчитали, сиротами остались 77 детей в возрасте до 18 лет. Это ужасно».
По информации одного из сотрудников шахты «Юбилейная», 25 мая этого года представители компании «Южкузбассуголь» и Ростехнадзора должны были проверить оборудование, контролирующее безопасность шахты. На протяжении последнего месяца уровень метана под землей значительно превышал допустимую норму, и решался вопрос о закрытии лавы, на которой сегодня произошел взрыв. Правда, эту информацию пока не подтверждают официальные источники. Владельцы шахты "Юбилейная" выплатят семьям погибших по 1 миллиону рублей.