Открывшаяся сегодня в немецком Потсдаме конференция министров иностранных дел стран «большой восьмерки» начинает очередной этап международных консультаций по важнейшим глобальным проблемам. Их кульминацией станет запланированная на середину следующей недели встреча «восьмерки» на высшем уровне. Подготовка к ней проходит на фоне нервной дискуссии между Москвой и другими мировыми столицами по военно-политическим вопросам.
В центре внимания министров темы, которые и будут обсуждаться на саммите - иранская атомная программа, будущий статус Косова, конфликт в суданском Дарфуре, положение в Палестине и Афганистане. Последняя тема, возможно, станет на сегодняшних консультациях самой важной, так как в Потсдам приглашены и министры иностранных дел Пакистана и Афганистана. В Европе считают, что неконтролируемая граница между двумя странами является главной причиной того, что международному сообществу не удается установить стабильность в этом регионе.
Председательствующая сейчас в «восьмерке» и Евросоюзе Германия стремится добиться прогресса и в противодействии глобальному потеплению. Как отметил в своем заявлении перед открытием конференции в Потсдаме министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер, на вчерашней встрече со своими азиатскими партнерами Германии удалось договориться о совместной работе по более широкому использованию возобновляемых источников и ограничению выбросов углекислого газа.
В повестке дня встречи не значится ни размещение в Европе элементов системы ПРО США, ни испытания Россией новой ракеты малой дальности. Но эта тема по мнению немецких экспертов, станет фоном саммита в Хайлигендамме. В этом курортном местечке сегодня принят в эксплуатацию 12-километровый забор, который огородить сильных мира сего от чрезмерного внимания.
Немецкие СМИ обращают внимание на то, что испытания были проведены в момент пребывания в Москве премьер-министра Португалии Жозе Сократеша, который обсуждал с Владимиром Путиным отношения России с Евросоюзом в свете скорого перехода руководства ЕС к Португалии.
Германские газеты интерпретируют «теплый», как они его называют, прием Сократеша в Москве как связанный с надеждами Москвы, что под председательством Лиссабона Евросоюз будет более покладистым, чем сейчас. Так ли это, станет яснее во время запланированного в Португалии на октябрь очередного саммита «Европа-Россия». Немецкие комментаторы считают потепление между Брюсселем и Москвой маловероятным – ведь о своем желании разместить на своей территории американскую систему ПРО вслед за Польшей и Чехией заявила и Литва.
Эксперты связывают с приближающейся встречей G-8 проведенные Россией испытания ударных систем малой дальности «Искандер» - теперь в варианте крылатой ракеты. Специалисты полагают, что жесткие заявления Владимира Путина об обеспокоенности Москвы планами США разместить элементы системы ПРО в Центральной Европе теперь подкреплены демонстрацией российской военной мощи. О новом инструменте военной политики Москвы Радио Свобода рассказал российский эксперт Александр Гольц:
- Сам комплекс «Искандер» имеет довольно длинную историю. Его собирались ставить на вооружение еще в начале 1990-х. Сначала его строили для того, чтобы продавать за границу. Он имел маркировку «Искандер-Э», то есть экспортный вариант. Потом, когда появились деньги, решили строить его и для России. Несколько раз заявляли о том, что вот-вот в российской армии появятся дивизионы «Искандеров». Вот-вот будет поставлен на вооружение первый дивизион этих ракет.
- Это оперативно-тактический комплекс дальностью, насколько можно понимать, не более 500 километров. Сейчас испытано снаряжение для этого комплекса в виде крылатой ракеты Р-200. Принципиально нового в самой ракете нет. Но то, что она используется в этом конкретном комплексе, это безусловно новый шаг.
- Если здесь связь с американской системой ПРО? Комментаторы обращают особое внимание на то, что это оружие способно пробивать любой противоракетный щит.
- Любая крылатая ракета способна маневрировать. Система противоракетной обороны США вообще не предназначена для того, чтобы перехватывать крылатые ракеты. Она нужна для того, чтобы перехватывать баллистические ракеты в безвоздушном пространстве. Крылатая ракета летит в воздушном пространстве, изменяя свою траекторию. Насколько мы можем судить по отрывочным заявлениям российских военных и политических руководителей, логика здесь заключается в том, что в случае, если Соединенные Штаты развернут элементы системы ПРО в Европе, то она будет угрожать российским ядерным силам. В случае обмена ядерными ударами между Россией и Соединенными Штатами эти объекты будут уничтожены с помощью ракет «Искандер».
- Случайно ли то, что испытания состоялись (и о них так громко заявлено) за несколько дней до визита Джорджа Буша в Европу и очередной встречи в «большой восьмерки»?
- Все это мне напоминает кампанию конца 70-х - начала 80-х годов прошлого столетия, когда Советский Союз яростно боролся против размещения [американских] ракет средней дальности в Европе. Логика была абсолютно такая же. О бращаясь к европейцам, Советский Союз говорил: вы становитесь стартовой позицией для американцев. С случае чего мы вас уничтожим.
- Все это не имеет ровно никакого отношения к военной стратегии. Американская ПРО не угрожает российскому ядерному потенциалу. Договора ДОВСЕ хоть и не ратифицирован, но западные страны соблюдают все его лимиты. Не существует и прямой военной угрозы для России. Устраивая эту историку, российская власть руководствуется сугубо внутренними соображениями. Она страшно нервничает по поводу проблемы-2008. Судя по всему, до сих пор никакого плана на сей счет нет. Зато есть страшные опасения, что Запад будет не в восторге от того, как Путин будет назначать преемника. Эти страхи вербализируются в военно-политических терминах, в военно-политических построениях.