Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Иракская стратегия президента Буша теряет поддержку среди влиятельных республиканцев. Была ли ложной всемирная тревога, поднятая по поводу путешественника зараженного туберкулезом


Юрий Жигалкин: Иракская стратегия президента Буша теряет поддержку среди влиятельных республиканцев. Была ли ложной всемирная тревога, поднятая по поводу путешественника зараженного туберкулезом? Таковы темы уик-энда в рубрике «Сегодня в Америке».


Вывод американских войск из Ирака может оказаться не столь уж нереальной перспективой, несмотря на желание президента Буша довести операцию в Ираке до победного конца. На прошлой неделе появились первые признаки серьезного раскола в лагере республиканцев-законодателей, а именно их поддержка обеспечила работоспособность президентского вето, которое он наложил на законопроект, где устанавливалась дата начала постепенного ухода американского контингента из Ирака.


В четверг президент Буш услышал неожиданные для него слова из уст своего верного союзника сенатора-республиканца Питера Доменичи. Это были слова о том, что очередной вариант иракской стратегии не работает, и ситуация в Ираке не улучшается, а ухудшается. «Я тщательно изучил ситуацию, – заявил Доменичи, – и пришел к выводу, что мы не можем требовать от наших солдат самопожертвования, в то время, как иракское правительство не способно добиться прогресса в продвижении страны вперед. Я не выступаю за безотлагательный вывод войск, но я поддерживаю стратегию, которая приведет к ограничению участия наших солдат в боевых операциях и в дальнейшем откроет им путь домой».


Доменичи уже шестой сенатор-республиканец, публично высказавшийся за сворачивание иракской кампании. Причем сенаторы готовы пойти дальше слов. Они подписываются под законопроектом, где предусматривается осуществление 79 рекомендаций группы по изучению Ирака. Смысл этих рекомендаций: Соединенные Штаты должны переложить основные тяготы, связанные со стабилизацией страны, на самих иракцев, сторонняя сила не способна за них это сделать, и подготовить почву для ухода из Ирака. Этот тезис приобретает все больше и больше сторонников, особенно на фоне не столь уж далеких выборов в Конгресс и президентских выборов, интересно, что все до единого республиканцы, порвавшие с президентом, будут переизбираться в будущем году.


Но среди противников этого тезиса – американские командующие в Ираке. В пятницу генерал Рик Линч, командир группировки, дислоцированной к югу от Багдада, в так называемом «треугольнике смерти», предупредил, что уменьшение числа войск приведет к провалу операции, которая, по его словам, приносит результаты. Как он сказал, в результате действий по очистке населенных пунктов от боевиков около 70 процентов территории в его зоне ответственности находится под контролем американских и иракских сил.


Впрочем, не исключено, что в стенах Белого дома серьезно обдумывается и третий путь. Согласно газете «Уолл-Стрит Джорнэлл», министр обороны Роберт Гейтс намерен подступиться к некоторым из законодателей со стратегической идеей, которая может определить течение иракской операции на годы. Он предлагает значительно сократить к концу президентского срока Джорджа Буша численность американского контингента и разместить оставшиеся силы на нескольких стратегически расположенных базах, вдалеке от основных городов. В задачи этих сил будет входить охота за «Аль-Каидой», охрана границ страны и подготовка иракских сил безопасности.


Это столкновение мнений прокомментировал в интервью моему коллеге Яну Рунову сотрудник Вашингтонского Центра по внешней политике Джеймс Роббинс.



Джеймс Роббинс: Прежде всего генерала Линча нельзя причислить к республиканцам и нельзя ставить в один ряд с сенаторами. Действующий генерал должен быть вне партий и вне межпартийной или внутрипартийной борьбы. Его рекомендации правительству и Конгрессу базируются на чисто военной оценке ситуации. Сенаторы Лугар, Доменичи и другие, выступающие по поводу военной стратегии Буша в Ираке, излагают свою точку зрения и дают советы, исходя из политических соображений. Они видят, что политический ветер в Америке подул в другую сторону, и не могут это игнорировать, в отличие от генерал-майора Линча, командующего коалиционными силами в Центральном Ираке. Генерала не заботят предстоящие выборы. Его заботит военная ситуация в Ираке. А сенаторы и конгрессмены думают сейчас о выборах в будущем году и о том, как не оттолкнуть от себя избирателей. Они скорее пытаются соответствовать общественному мнению большинства, чем объективно оценивать военную ситуацию.



Ян Рунов: Министр обороны, видимо, оказался как бы посередине: он предлагает не выводить войска, но сократить их численность и изменить задачи. Что вы думаете о его предложениях?



Джеймс Роббинс: С самого начала говорилось, что как только правительство и силы безопасности Ирака будут в состоянии сами защищать свою страну, количество американских и коалиционных сил будет сокращено. Вероятно, министр обороны США следует именно этому плану. Мне кажется, что как только администрация начнёт сокращать военное наше военное присутствие в Ираке, это подстегнёт иракское правительство к наращиванию усилий по обеспечению безопасности страны собственными силами. Пока американские и коалиционные войска выполняют эту задачу, иракцам нет смысла самим заботиться о своей безопасности.



Ян Рунов: Сокращение американских сил может подстегнуть к более активным действиям не только правительство Ирака, но и террористов?..



Джеймс Роббинс: Конечно. И это ещё одна веская причина, по которой иракское правительство должно как можно скорее начать самостоятельно обеспечивать безопасность своей страны.



Ян Рунов: Это был Джеймс Роббинс, научный сотрудник вашингтонского Совета по американской внешней политике, профессор Университета национальной обороны в Вашингтоне, бывший сотрудник Министерства обороны США.



Юрий Жигалкин: Около трех недель назад он стал причиной всемирной тревоги, его имя, продержавшееся несколько дней в заголовках главных новостей, стало в глазах многих метафорическим символом злодейства. Адвокат, зараженный потенциально фатальной формой туберкулеза подверг смертельной опасности многих людей ради собственного удовольствия. Но на прошлой неделе врачи Эндрю Спикера объявили, что окончательные тесты показали, что он заражен менее опасным видом туберкулеза. Сам Спикер на своем интернетном блоге поспешил успокоить тех, с кем он провел несколько часов во время перелета из Италии в Канаду: «Я могу только надеяться на то, что эта новость уменьшит их переживания».


Есть ли у этих людей в самом деле повод расслабиться, была ли преувеличена глобальная тревога? Я задал эти вопросы профессору медицины Даниилу Голубеву.



Даниил Голубев: Нет, уточнение формы, его резистентности к антибиотикам имеет, конечно, значение, но только применительно к его лечению. Так при той форме, которая у него, по-видимому, на самом деле была выявлена, не нужно делать крайнего метода – хирургического лечения, удаления легкого. Все же остальное свидетельствует о том, что между этими двумя формами, о чем, собственно говоря, идет речь, нет принципиальных и глубоких различий, и тревога была не напрасна. Чисто технически речь идет о спектре резистентности бактерий, выделенных у данного больного, к набору антибиотиков. В одном случае, если это множественно резистентная форма, речь идет об устойчивости к антибиотикам так называемой первой линии, а во втором случае не только к первой линии, но и ко второй. Эта дифференцировка очень тонкая, специальная, и она, со существу, ничего не меняет в тактике отношения к такого рода больному. Он в корне отличается, этот больной, от больного обычным туберкулезом, который вполне эффективно лечится препаратами первой линии.



Юрий Жигалкин: То есть страхи людей, оказавшихся рядом с Эндрю Спикером в самолете, вполне обоснованы?



Даниил Голубев: Вы сами посудите, каждый год заболевает примерно 9 миллионов человек так называемым обычным, простым туберкулезом. И эта форма туберкулеза лечится четырьмя антибиотиками первой линии достаточно эффективно. Но полмиллиона человека ежегодно, пока полмиллиона, заболевают вот этими резистентными формами, и среди них смертность достигает 30, а то и 40 процентов. Есть ли повод испугаться заболеть такой формой?



Юрий Жигалкин: Спикер пытается переложить хотя бы часть вины на плечи американских медиков, говоря, что они не внушили ему мысль об опасности его вида туберкулеза. Верной ли, на ваш взгляд, была реакция медиков и медицинских властей в этой ситуации, допустили ли они ошибки?



Даниил Голубев: Может быть, только одну – в отношении энергичности запрета. Но, с другой стороны, это в значительной мере, как мы знаем, в Америке все-таки зависит от воли самого пациента, он выбирает тот или иной путь поведения, будучи предупрежденным.



Юрий Жигалкин: Профессор, если все так серьезно, почему мы ничего не слышим о тех сотнях тысяч потенциальных распространителей смертельной инфекции, в то время как история со Спикером вызвала такой шум?



Даниил Голубев: Мне трудно обобщать. Я, как врач, должен подчеркнуть следующее обстоятельство. В 50-е годы, после великого открытия Зелмана Ваксмана – создания стрептомицина, проблема туберкулеза была практически решена, то есть из научно-медицинской она превратилась в организационную. Дальше произошло нечто невероятное, похожее на проблему с мировым потеплением. Микробы, чувствительные к антибиотикам стрептомицинового ряда, эту чувствительность утеряли. Если сейчас не предотвратить распространение вот этих форм, которые устойчивы к антибиотикам, мы вернемся на 70 лет назад, в доантибиотиковую эру. А эти резистентные формы склонны к распространению, и они, видимо, эволюционно более приспособлены, чем чувствительные. Они могут заместить популяцию.



Юрий Жигалкин: Вы знаете, наслушавшись информации о Спикере, я, честно говоря, пытался отодвинуться подальше от чихающего или кашлянувшего человека в метро. Моя тревога, я надеюсь, была преувеличена?



Даниил Голубев: Туберкулезная инфекция не так летуча, как грипп, и опасность прямого заражения масс людей одним пациентом, одним больным, одним бацилловыделителем не столь велика. Поэтому ходить по улицам можно нормально, не бояться. Но при первых признаках заболевания легких необходимо каждому человеку обращаться к врачу, прежде всего для сохранения своего здоровья, и строго соблюдать те рекомендации, которые вытекают из его состояния, если диагноз подтвержден.



Юрий Жигалкин: Говорил профессор Даниил Голубев.


Один из ведущих авторов песен, исполняемых звездами латинской поп-музыки сказал, что, увидев пистолет, направленный на него одним из его знакомых, он взмолился о пощаде. Но убийца спустил курок. Пришедший через некоторое время в себя тяжело раненый Эстефано сумел позвонить в полицию. Полицейские, арестовавшие подозреваемого, говорят, что он доставлял Эстефано марихуану. Песни Эстефано исполняют Рики Мартин, Глория Эстефан, Дженнифер Лопес, а год назад он выпустил свой первый сольный диск. Песня из этого диска «Соледад».


XS
SM
MD
LG