Ссылки для упрощенного доступа

Людмила Алексеева: Правозащитное движение и услуги правозащитников всегда и во всех странах востребованы


Программу ведет Марк Крутов . Принимает участие председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.



Марк Крутов : Сегодня исполнилось 80 лет одному из самых знаменитых российских правозащитников, председателю Московской Хельсинкской группы Людмиле Алексеевой.


12 мая 1976 года на квартире Андрея Сахарова была созвана неформальная пресс-конференция, на которой физик Юрий Орлов с несколькими своими сподвижниками объявил о создании Московской Хельсинкской группы. МХГ, независимое от правительства общественное объединение, должно было следить, как советская власть исполняет обязательства, принятые на себя по Хельсинкским соглашениям 1975 года об уважении прав человека и фундаментальных свобод. Последующие годы стали для членов группы не самыми простыми - были и аресты, и допросы, и вынужденная эмиграция за рубеж.


В 1993 году из Англии вернулась в Россию Людмила Алексеева, которая сменила Кронида Любарского в должности председателя МХГ.


Вот что она рассказал в свой 80-й день рождения в интервью Радио Свобода.


Людмила Михайловна, с какими мыслями относительно судьбы российского правозащитного движения вы подошли к сегодняшнему дню? Что изменилось с 1993 года, когда вы вернулись в Россию?



Людмила Алексеева : Если точкой отсчета делать 1993 год, то в России появилось правозащитное движение, которое было почти истреблено в Советском Союзе. Сейчас это правозащитное сообщество, правозащитные организации существуют во всех регионах Российской Федерации. Они объединены в такую правозащитную сеть, которая покрывает всю страну. Мы большие успехи сделали за это время. От декларации, что человек имеет права и свободы, что государство должно уважать его права, свободы, его человеческое достоинство, мы перешли к реальной защите прав и свобод наших граждан от покушения на них со стороны государства и чиновников. Но это, если делать точкой отсчета 1993 год.


Если делать точкой отсчета конец ХХ века, у нас сейчас гораздо более трудные времена. Потому что идет наступление не только на правозащитное сообщество, но на конституционные права наших граждан, которые мы защищаем. Сеть эта съежилась. Некоторые организации под давлением сверху прекратили свое существование или снизили свою активность.


Я продолжаю быть оптимистом. Я верю - мы прорвемся. Это все восстановится, и российское правозащитное сообщество, и российское гражданское общество станут вровень по своим возможностям с российской бюрократией. Потому что только тогда, когда мы по силам сравняемся, наша бюрократия, наконец, начнет уважать и соблюдать наши конституционные права. Я не рассчитываю на то, что мы добьемся этого в ближайшие год-два, но за ближайшие 10-15 лет, верю, добьемся.



Марк Крутов : Верите ли вы, что правозащитное движение в России сейчас также востребовано, как и 30 лет назад?



Людмила Алексеева : Правозащитное движение и услуги правозащитников всегда и во всех странах востребованы. Потому что нет на свете и не может быть страны, где полностью соблюдаются права человека, и государство не предпринимает на них покушение. Но чем агрессивнее по отношению к гражданскому обществу, по отношению к своим гражданам власть, тем больше востребованы услуги правозащитников. В нашем государстве мы очень и очень нужны.




XS
SM
MD
LG