Ссылки для упрощенного доступа

Перемена времени и места. «Нонконформисты на Красной площади»


Эрнст Неизвестный. Око. 1964 год

В Историческом музее открылась нетипичная для этого учреждения культуры выставка авангардного искусства советского и новейшего времени. В экспозиции под названием «Нонконформисты на Красной площади» представлены работы двадцати одного художника. Прежние возмутители спокойствия уже давно признаны классиками, их произведения находятся в коллекциях крупнейших музеев мира.


Никогда прежде искусство нонконформистов не показывалось в академическом по складу Историческом музее. В здании, осененном сначала двуглавыми орлами, затем рубиновыми звездами, а теперь вновь орлами, посетителям привычнее видеть русскую старину, чем картины бунтарей 60-70-х годов прошлого века. Это их бранил раздраженный Хрущев, это они организовывали «бульдозерную выставку», а потом при Брежневе нищенствовали и показывали свои работы не в выставочных залах, а на квартирах. Но… время прошло, и теперь в музее задумываются о том, какой будет экспозиция уже ушедшего в историю XX столетия.


«В этом названии была доля провокации, — говорит куратор выставки "Нонконформисты на Красной Площади" Наталья Перевезенцева. — Мы действительно сделали это название для всех колким и неудобным. Все, кто считает, что нонконформизм — это явление конкретно историческое, те не могут смириться с тем, что эти художники могли оказаться на Красной площади. На самом деле это перемена времени и перемена места. То, что раньше было на границах культуры, что было непризнанно и гонимо, стало приветствоваться. И это произошло только потому, что несомненные художественные достоинства и тот темперамент, гражданский и социальный, который это искусство, тем не менее, несло, делает его классикой».


Все работы выставки — из частных коллекций, однако, говорит Наталья Перевезенцева, в Историческом музее мечтают о собственном собрании нонконформистов: «Долгие годы мы, наверное, хотели этого, но не предпринимали конкретных усилий. Хотя связь с этими художниками, иногда какие-то приятельские отношения, иногда родственные отношения сотрудников нашего музея…»


— Да?
— Да, даже так. У нас работает Владимир Эрикович Булатов. И так этот круг артистических личностей, который нам был хорошо знаком, как современникам, долгое время находился вне нашего музея. Здесь всего восемьдесят четыре произведения живописи и графики. Мы встречаемся здесь с именами крупнейших мастеров, но есть и художники, которых монографически собирают галеристы, испытывая к ним особый интерес, приязнь, из категории тех, которые менее известны. Есть те, которые ушли от нас. В этом году не стало Николая Евгеньевича Вечтомова, одного из зачинателей Лианозовской группы. На выставке экспонируются две его превосходные, ни с чем не сравнимые работы, это его особый мир, им созданный, с ним ушедший. Прекрасные произведения графики Немухина, работы Плавинского, один графический лист Эрнста Неизвестного, работы Краснопевцева. И здесь же мало кому известный, — как это бывает, но в Москве мы не знаем ленинградцев, — питерский художник Чернобай. Его композиции, сделанные в духе претворения традиций искусства древнего, поскольку он опирается на археологические какие-то артефакты, и одна из стен нашей выставки отдана работам Чернобая.


Выставка «Нонконформисты на Красной площади» продлится до 30 сентября.


XS
SM
MD
LG