Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Филатов: «Если бы Путин хотел уйти от демократии, он бы давно ушел»


Это было
Это было

Президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов полагает, что говорить о поражении демократии в России неверно. Видный соратник первого президента РФ Бориса Ельцина верит, что случившаяся 16 лет назад смена экономического и политического строя необратима:


- Я недоумеваю, когда люди говорят о том, что провалились реформы, провалилось либеральное движение. На самом деле мы сегодня живем в другой стране только благодаря тому, что это произошло в 90-е годы. Когда чиновничество Советского Союза ввело танки в Москву, это лишь ускорило события, сделало их трагическими. Советский Союз развалился потому, что они показали всем союзным республикам, что [центральная] власть слабая. Это трагедия, безусловно, и, если нам [снова] собираться, то придется собираться очень долго. Пример с Белоруссией показывает, что этот процесс непростой.


- Были ли тогда у гэкачепистов шансы на победу?


- Думаю, что были. Если бы среди них не произошло раскола, особенно среди военных, если бы военные сами не жаждали перемен в стране, то могло бы получиться. Но произошел разлад, люди понимали, что их вновь толкают на вооруженный конфликт со своим народом, причем открытый. Если у Сталина он был закрытый, где-то «тройки» заседали, куда-то гнали людей, то здесь должен был состояться открытый конфликт, ведущий к гражданской войне. Очень мудро поступили те, кто, осознав это, не поддержал приказы, идущие сверху. И как бы их сегодня ни обзывали, это настоящие патриоты, они спасли страну от гражданской войны.


- Не сворачивает ли сегодня Россия с демократического пути?


- Я думаю, не сворачивает. Просто наша власть приспосабливается к новым условиям, - чтобы более жестко проводить реформы, но и постараться максимально не упустить того, что уже было достигнуто. Я так это расцениваю. Если бы Путин захотел уйти от демократии, он бы давным-давно ушел. Он все-таки маскирует ее под «суверенную демократию». Мне кажется, основные ценности все-таки у нас сохранены. Хотя есть и элементы, которые мы несем с собой из той советской системы, которая порождала страх в людях. Права и свободы человека, которые в 90-е мы провозгласили основной ценностью государства, сегодня отошли на второй план.


- Какие уроки вынесла страна после трагических событий 1991-го?


- По-моему, еще никаких. Каждая власть пытается самостоятельно мыслить, не оглядываясь назад, а иногда и очень сильно искажая прошлое. Это вообще российская привычка, когда мы не можем делать настоящие выводы, чтобы с меньшими ошибками двигаться вперед. На мой взгляд, очень сильные уроки власть сделала из другого – того, что произошло на Украине и в Грузии, из «голубой» и «оранжевой» революций. Для того, чтобы не допустить их в России, власть усилила контроль за средствами массовой информации и за неправительственными организациями, создала свою систему взаимодействия с этими организациями через систему финансирования, которую она пытается сейчас внедрить. А под это уничтожаются очень многие некоммерческие организации, которые под таким сильным контролем лишены финансирования, достаточного для существования.


XS
SM
MD
LG