Ссылки для упрощенного доступа

В московских школах готовятся к новому учебному году


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Виктор Нехезин: 1 сентября 14 миллионов 500 тысяч детей приступят к занятиям в российских школах. Из них около миллиона - москвичи. Как в российской столице подготовились к новому учебному году и какие ожидаются нововведения в образовательном процессе? По каким учебникам станут учить детей? Об этом - в материале нашего корреспондента.



Лиля Пальвелева: Несмотря на то, что 1 сентября - это суббота, День знаний решили не переносить. В результате начало учебного года получится более насыщенным и долгим, чем это предполагает стандартное школьное расписание. Между тем, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко бьет тревогу и называет нагрузки на детей, которые находятся в школе от 8 до 12 часов, "запредельными".


Руководитель Департамента образования Москвы Ольга Ларионова в том, что учебный год начнется 1 сентября, не видит ничего страшного.



Ольга Ларионова: Давно было принято решение, что это будет начало учебного года и день знаний. В этот день в школе будет практически два урока, и то их уроками в полном объеме не назовешь, потому что в 9:30 - торжественная линейка, когда поздравляют всех и так далее, и урок чтения, посвященный 860-летию Москвы. И дальше - уже от традиций школ зависит - праздничные всевозможные мероприятия. Поэтому я бы не сказал все-таки, что это такая нагрузка на ребенка.



Лиля Пальвелева: По словам Ольги Ларионовой, в Москве позаботились о безопасности школ. В каждой - пожарная сигнализация и так называемая "тревожная кнопка". Кроме того, особый предмет заботы - школьное питание.



Ольга Ларионова: Допустим, эксперимент, о котором, я думаю, многие слышали, - карта учащегося, которая активно внедряется, в том числе оплата питания ребенка через эту карту. Сейчас около ста школ. Эксперимент прошел, наверное, уже в десятке школ в течение трех-четырех лет. Это не просто какое-то наше внутриведомственное изобретение. Это в рамках социальной карты москвича, но с определенными услугами - карта учащегося. Там и проездной билет заложен, и, в частности, по питанию. Предполагается, что на эту карту учащегося будут перечисляться средства бюджета ребенку, которому положено. Потому что это даже будет хорошо для семьи, чтобы ребенок в школе себя не чувствовал, что этот питается за родительские средства, а этому вроде как помогают. Иногда ребенок себя некомфортно ощущает в коллективе. В то же время на эту карточку родители могут положить определенную сумму, для того чтобы ребенок покушал в школе. И они будут уверены, что ребенок эти средства не истратит на воду, чипсы, жвачку, а он поест обязательно в школьной столовой, а родители увидят, какая возможность именно в этой школьной столовой покушать. Более того, стоят специальные устройства, когда ребенку выдается чек, в котором даже написано, что он скушал, на какую сумму, и эта сумма будет списана с этой карточки.



Лиля Пальвелева: Школьных учебников сейчас издается огромное количество. Многие из них грешат неточностями, опечатками, а то и грубыми ошибками. Таким изданиям в московских школах поставлен заслон, - заявляет заместитель руководителя Департамента образования Лариса Курнешова.



Лариса Курнешова: У нас набор учебников для школ определяет сама школа. Она заранее заказывает учебники, которые нужны для реализации образовательной программы, и именно эти учебники и получают школы. В законе об образовании города Москвы совершенно четко записано, что школы имеют право работать только по тем учебникам, которые имеют сертификат Министерства образования. По учебным пособиями и другим книжкам, издаваемым кем-то, школа не имеет права работать.



Лиля Пальвелева: С некоторыми оговорками можно сказать: в советские времена все учились по единым пособиям. К добру или худу нынешнее многообразие? С этим вопросом обратимся к первому заместителю председателя Комитета по науке и образованию Государственной Думы Олегу Смолину.



Олег Смолин: Я дам ответ, которого Радио Свобода наверняка не ожидает от члена фракции Компартии Российской Федерации, хотя и человека беспартийного. Я убежден, что при соблюдении действующего законодательства разумное разнообразие учебников - это больше благо, чем зло. И в советский период, и сейчас существует очень важная проблема - проблема сложности языка учебника. Я хорошо помню себя школьником, я был, между прочим, золотой медалист, очень любил физику, но я помню, что не все страницы учебника были мне абсолютно доступны. У Гете есть замечательная формула, есть четыре степени освоения материала: просто и плохо, плохо и сложно, хорошо и сложно, хорошо и просто. Вот четвертая степень бывает доступна только учителю. Не каждому ученому она доступна. Я думаю, все учебники без исключения должны быть написаны в соответствии с государственным образовательным стандартом, то есть объем знаний и навыков в этих учебниках должен быть один и тот же. Разнообразие должно касаться только методов изложения этого материала.



Лиля Пальвелева: Тем не менее, для чего нужны разные учебники?



Олег Смолин: Чтобы учитель, ученик, родители могли выбрать из них наилучший вариант.



Лиля Пальвелева: Говорит Олег Смолин.


XS
SM
MD
LG