Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге открылся Институт Конфуция


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Вольтская.



Михаил Саленков: 3 сентября в Санкт-Петербургском государственном университете открылся Институт Конфуция. Базой для него стал Восточный факультет. Партнер Петербургского университета в Китае - Столичный педагогический университет Пекина. На сегодня намечено открытие Института Конфуция и в Москве в Российском государственном гуманитарном университете.



Татьяна Вольтская: Сегодня в 150 странах мира действуют 170 Институтов Конфуция - китайских культурно-образовательных центров, теперь в эту глобальную сеть вошел и Институт Конфуция в Петербурге. Цель его создания - укрепление дружбы и взаимопонимания между Россией и Китаем путем распространения информации о культуре, языке, экономике и социальной жизни Китая.


Институт Конфуция создан на базе Восточного факультета, где китайский язык преподается более 150 лет. "Петербургскому университету повезло - он попал в китайскую образовательную программу по распространению китайского языка в других странах", - говорит первый заместитель декана Восточного факультета Алексей Образцов.



Алексей Образцов: Во-первых, эта программа имеет определенную строку в госбюджете Китайской Народной Республики. Во-вторых, это открывает, в общем, новые возможности для более широкого изучения и китайского языка, и китайской культуры. Восточный факультет довольно маленький, у нас всего 65 человек набор, в среднем мы набираем на каждую специализацию 6-7 человек. А желающих изучать китайский язык гораздо больше. Есть китайская филология, есть история Китая, но есть еще смешанные специальности - бирмано-китайская филология и вьетнамо-китайская филология. На всех шести курсах человек 25-30, не больше.



Татьяна Вольтская: А потребность в специалистах в связи с развитием отношений России и Китая все возрастает, как и число желающих изучать китайский язык. Что же даст Институт Конфуция?



Алексей Образцов: Это как дополнительная образовательная программа. То есть там человек, в Институте Конфуция, может изучать не только китайский язык, но там предполагаются и курсы китайской культуры, китайской кулинарии, каллиграфия. Для лиц, изучающих китайский язык, для них существует определенный стандарт шестиуровневый, после окончания шестого уровня человек может сдать выпускной экзамен и получить сертификат международный, который признается во всем мире, по типу программы TOEFL , например. Восточный факультет - это основная образовательная программа, там не только язык, там, скажем, древний язык изучается, там изучается определенный набор философских предметов, исторических предметов, языкознания, языковедческие предметы или наоборот, литературоведческие. Здесь же уклон в основном на язык и прикладную культуру.


Наши студенты, которые учатся по основной программе, они знают китайский язык не хуже, но, помимо, собственно, китайского языка, они знают еще много чего. Допустим, древний китайский язык они знают. Восточный факультет традиционно ориентирован на поддержание научного знания, а здесь сугубо практические знания. У нас и на основной программе на дневном отделении есть китайские преподаватели, которых нам любезно присылает как раз Пекинский педагогический институт, консульство нам помогает с китайскими преподавателями. В Институте Конфуция китайский преподаватель специально приезжает, он в штате Института Конфуция, и те же преподаватели, которые работают у нас, те же будут работать и там, только в вечернее время. Поэтому и называется дополнительная образовательная программа, что она не подменяет собой основную программу дневного отделения.



Татьяна Вольтская: 4 сентября Институт Конфуция открывается и в Москве.



Алексей Образцов: Наши московские коллеги из Института стран Азии и Африки, у нас очень хорошие отношения, тесные, добрые, дружеские, многолетние. Бывали периоды, когда, скажем, один и тот же человек заведовал кафедрой и там, и здесь, неделю работал там, неделю работал здесь. Очень хорошо, прекрасно, потребность в восточных и языках и тяга к восточной культуре колоссальная.



Татьяна Вольтская: Не будет ли сочтено открытие Института Конфуция еще одним доказательством китайской экспансии, о которой сегодня так много говорится?



Алексей Образцов: Когда говорят об экспансии, подразумевается нечто негативное: спрут, раскинувший щупальца. У меня нет такого ощущения. Я не очень пожилой человек, но я помню уже разговоры о турецкой экспансии, старшие коллеги уже помнят китайскую экспансию в 50-е годы. Ну и что? И где? Речь идет о более глубоком изучении языка, культуры другого народа, я не вижу в этом ничего плохого.



Татьяна Вольтская: На церемонии открытия Института Конфуция Петербургскому университету был торжественно преподнесен бюст Конфуция.


XS
SM
MD
LG