Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Тель-Авиве Ровшан Гусейнов.
Алексей Кузнецов: Пещеры Израиля не входят в число всемирно известных туристических объектов – скорее, они привлекают теологов, историков и спелеологов. Как сказано в Евангелии, Иисус Христос был похоронен в пещере вблизи Иерусалима. Первые свитки Торы, также по преданиям, были найдены в пещере Кумран, развалины библейского Содома соседствуют с пещерой Сдом. Около 40 новых пещер в Израиле за последнее десятилетие открыли и нанесли на карту спелеологи из клуба-фирмы «Сарма», с которыми недавно побеседовал наш корреспондент на Ближнем Востоке Ровшан Гусейнов.
Ровшан Гусейнов: Вылазки на природу» членов «Сармы» во главе с её создателем Сергеем Щипицыным, «в миру» - специалистом в области информационных технологий, временами проходят на глубине до полутора километра под землей, нередко с ночёвками в промокшем спальном мешке, сопровождаются лазанием по пещерам и каньонам и перетаскиванием тяжелого снаряжения. Движет ими, как они сами признаются, та самая неуёмная страсть к открытиям, к неизведанному, прекрасному, которой, наверное, одержимы все первооткрыватели.
Сергей Шипицын : Гора Сдом – поражает вот эта уникальность и оригинального пейзажа. Ландшафт космический. Это безжизненное плато, все изрезанное трещинами и провалами. Сердце иудейской пустыни. Она именно в том виде, первозданном. Я бы лучшего всего сравнил ее с картиной Крамского «Христос в пустыне».
Ровшан Гусейнов: В прошлом году известие об открытии в Израиле пещеры Аялом - с подземным озером и уникальной замкнутой экосистемой, где были обнаружены несколько видов ракообразных, неизвестных ранее ученым, - наделало немало шума. В исследовании пещеры участвовали и спелеологи «Сармы», которые впоследствии помогли также спасти её от разрушения.
Сергей Шипицын : Центр по исследованию пещер, израильский, столкнулся с чисто техническими проблемами, которые им показались непреодолимыми. Нужно было сделать восхождение по стенке и нырнуть в озеро. Я нырял, и, как выясняется, нырял единственный в мире в этой озеро. Правда, потом был мировой общественностью подвергнут жесткой критике, потому что, я представляю, во всеми современными бактериями вторгнуться в озеро, в котором живет жизнь 3 миллиона лет – это, конечно, вандализм с точки зрения ученых. Впоследствии эти фотографии обошли весь мир, включая «Си-Эн-Эн», все израильские масс-медиа. Когда мы были в пещере, мы получили просто настоящий шок, узнав, что пещеру должны взорвать через два дня. Пещера находится на территории карьера, они взорвали уже десятки пещер. И мы, когда узнали, подняли всю мировую общественность. Мне не обидно, что нас не упомянули, мне больше обидно за ребят, например, Исраил Наиман, в общем-то, и нашел эту пещеру.
Ровшан Гусейнов: Власти Израиля, как военные, так и гражданские, часто осложняют жизнь активистам «Сармы», иногда по соображениям безопасности, а иногда и по причинам чисто бюрократического характера. В маленьком Израиле почти вся территория, не занятая городами и промышленными или военными объектами, имеет статус национального парка или заповедника.
Сергей Шипицын : Проще все запрещать. Никто не хочет нести ответственность за то, что творится на территории. К сожалению, первый этап нашей организации заключался в такой нелегальной деятельности. Это всегда в разных точках Израиля, там, где мы наследили… Мы называем этот период «махновщиной», она была просто необходима. У нас сейчас такое количество исследователей, и у власти просто не было другого выхода, как все легализовать.
Ровшан Гусейнов: Активность «Сармы» военные также не одобряют. По словам Сергея, им удавалось, например, найти немало «дыр» на охраняемых участках границы. Палестинские территории, Ливан, Иорданию и Египет члены группы как минимум по разу посещали без виз и прочих формальностей – по пещерам, ущельям и проходам, о которых зачастую понятия не имеют израильские пограничники.
Сергей Шипицын : Обычный плановый тур по красивейшему гранитному каньону, как царство Мардоп из «Властелина колец», просто картинка срисована оттуда. В какой-то момент я чувствую, что идем слишком долго. Звоню своим друзьям, они говорят: «Если ты вовремя не остановишься, ты придешь в Синай. Приезжаем домой, я начинаю делать описание маршрута и вдруг с удивлением обнаруживаю, что мы дважды совершенно спокойно пересекаем египетскую границу. Меня ловили, когда я уже возвращался к ливанской границе, когда целый день гулял вдоль сирийской границы. Я думаю, что это просто дело времени было, что мы в самое ближайшее время найдем несколько пещер, которые начинаются в Израиле и заканчиваются в Ливане. Это совершенно реальная и прогнозируемая ситуация. Государство не очень задумывается об этом. Мы уже пытались обращаться в разные инстанции, пытались обращаться в армию, что может существовать реальная угроза со стороны Сирии и Ливана, так как и «Хезболлах», и «Аль-Каида» очень сильны в применении пещер для военных целей.
Ровшан Гусейнов: «Сарма» неустанно борется с израильской бюрократией, и, по словам её активистов, рано или поздно им удастся добраться до запретных сегодня пещер и каньонов, жемчужиной которых они считают гору Хермон, что у границы с Сирией.
Сергей Шипицын : Мы подали и проект закона об урегулировании всего, что связано с веревками, альпинизмом, каньонами, спелеологией. Проект одобрен Кнессетом, он будет рассматриваться в ближайшее время. И одна из его важных частей – это снять ответственность с некомпетентных органов. Ходы могут быть самые неожиданные. Моя голубая мечта – это стать премьер-министром на год только ради того, чтобы поехать на Хермон, потому что это будущее Израиля в плане спелеологии, и морально я готов к этому.
Ровшан Гусейнов: Говорит израильский спелеолог Сергей Щипицын.