Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.
Кирилл Кобрин : Екатеринбургское правозащитное общество «Мемориал» в сентябре представило экспозицию материалов будущего Музея Коллективизации. Выставка посвящена 75-тилетию гибели советского пионера-героя Павлика Морозова. Подросток и его семья - жертвы политических спекуляций в период коллективизации. Так считают авторы новой музейной концепции. С подробностями екатеринбургский корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.
Евгения Назарец : Автор художественной идеи Музея Коллективизации - известный музейный экспозиционер, основатель студии «Артефактум» Юрий Калмыков. Сегодня он и правозащитное общество «Мемориал» решили представить масштабную модель - во что может превратиться бывший музей Павлика Морозова в деревне Герасимовка Тавдинского района Свердловской области.
Юрий Калмыков : И хотя было сказано уже в нашей стране несколько раз после "Норд-Оста", после подводной лодки, после Беслана - теперь мы живем в другой стране. Ничего подобного! Мы живем в той же самой стране, не умеющей улыбаться, завистливой и недоброй. Вот в этом музее в Герасимовке, если работа продолжится и состоится, будет сделана крошечная, слабая попытка понять - почему? Мы расскажем эту историю так, как ее рассказывали на протяжении десятилетий - без малейшей поправки. Потом рядом в витрине, которая зрительно будет точной копией первой, те же фотографии на тех же местах, но пояснительный текст расскажет совершенно другую историю. И ни одна из витрин не будет выделена, как верная.
Евгения Назарец : Председатель екатеринбургского правозащитного общества «Мемориал» Анна Пастухова три года назад оформила заявку на грант Фонда Сороса именно на разработку концепции Музея Коллективизации на Урале. Сегодня она результатом очень довольна. Концепция и макеты неоднократно получали признание на правозащитных и музейных конкурсах, но это не та жизнь, которой заслуживают идеи Юрия Калмыкова, признает лидер екатеринбургского «Мемориала».
Анна Пастухова : Мне нравится подход Юрия Калмыкова, когда музейное пространство затягивает человека. Оно не просто в бумагах, которые в стендах, оно шершавыми какими-то не строганными досками цепляет тебя за подол, какие-то виртуальные занозы всаживает в тебя. И ты время это чувствуешь так, как будто ты в нем живешь.
Зал, который рассказывает об истории коллективизации. Центральным моментом в этом зале является прозрачный куб с отборным зерном - примерно тонна зерна. Это примерно то количество зерен в тонне, сколько людей погибло во время коллективизации. И на небольшой плашечке лежит горстка зерен - то количество людей, которые именно в этом месте было погублено. Но, на самом деле, есть только одна единица измерения - это личность, это человек. И на еще более высоко поднятой плашечке одно единственное зерно.
Евгения Назарец : Воплощение этого в реальных размерах, как вы полагаете, прогнозы есть? Сколько может пройти времени?
Анна Пастухова: У меня, правда, такое впечатление, что мы все время плывем против течения. Сейчас стараются наоборот замалчивать, как мы слышали, на встрече нашего президента с учителями - хватит говорить о темном прошлом, надо обратиться к тем моментам, которые нам дают поводы для гордости. Мне важнее гордости все-таки понятие совесть. Будем искать общественные средства, какие-то грантовые пожертвования.
Евгения Назарец : Правозащитники и краеведы уверяют, что экспозиция может развиться в музей истории российского крестьянства. Деревня Герасимовка была основана в начале прошлого века безземельными белорусскими переселенцами при поддержке дореволюционных властей. Одной власти эти крестьяне были нужны, другая сделала из них миф и символ, рассказал писатель-краевед Лев Сонин.
Лев Сонин : Это поразительное сочетание - в одном месте в одно время всего, что происходило со страной. Поэтому Герасимовка становится неким символом коллективизации.
Евгения Назарец : Но этот символ затерян в уральской глуши - и это существенная проблема с организационной точки зрения. Из-за этого туристический потенциал у Музея Коллективизации не большой. Но в екатеринбургском «Мемориале» не намерены отступаться. В конце концов, цена уникального музея меньше цены средней квартиры в Екатеринбурге.