Ссылки для упрощенного доступа

«Новых идей, как строить отношения с Россией, у Запада нет»


Джон Маккейн (справа) с Михаилом Саакашвили в Мцхете
Джон Маккейн (справа) с Михаилом Саакашвили в Мцхете

Вопрос об уместности членства России в «большой восьмерке» будет поставлен на повестку дня в случае победы Джона Маккейна на президентских выборах. Об этом он сам сообщил в своей статье, опубликованной в респектабельном журнале Foreign Affairs . По его словам, Запад должен разработать новый подход к отношениям с «реваншистской» Россией.


Хотя шансы сенатора Маккейна на избрание президентом пока выглядят незначительными, его некогда казавшиеся радикальными взгляды на ситуацию в России явно более популярны в американском политическом истеблишменте, чем его кандидатура. «Сегодня России предстает страной, где политические свободы урезаются, а в руководстве доминируют бывшие офицеры разведслужб. Страной, которая запугивает своих демократических соседей, таких как Грузия. Страной, которая пытается манипулировать в своих интересах зависимостью Европы от поставок российской нефти и газа», - пишет Джон Маккейн. Все большие сомнения, если не откровенное разочарование в своей ставке на тесные отношения с президентом Путиным, если верить газете «Нью-Йорк таймс», испытывает и Белый дом. По сведениям газеты, специалисты в администрации Джорджа Буша теперь уже не уверены, что с истечением своего президентского срока Владимир Путин не оставит за собой другую значимую роль в российским руководстве.


Но насколько реалистична идея исключить Россию из клуба ведущих демократий мира? Не является ли это лишь предвыборным ходом непопулярного кандидата? Профессор Стэндфордского университета Майкл Макфол затрудняется оценить реалистичность инициативы сенатора Маккейна:


- Эта идея сегодня гораздо популярнее, чем два-три года назад по очевидной теперь всем причине: президент Путин не желает следовать правилам, по которым живет демократическое сообщество, говорим ли мы о «большой семерке», Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе или Совете Европы. Все громче звучит вопрос: стоит ли создавать видимость гармонии, когда ее нет. Некоторые призывают создать новую структуру отношений со страной, которая, судя по всему, не желает развивать демократические институты по западному образцу. Это не означает возвращения к отношениям в духе «холодной войны» - ведь есть пример отношений с Китаем, который не является членом западных демократических клубов. Словом, идея пересмотра структуры отношений с Россией действительно приобретает популярность.


- Но есть ли внятная альтернатива нынешней стратегии отношений Запада с Москвой? Ведь западные столицы, как считают многие, слишком нуждаются в содействии России в самых разных областях, чтобы позволить себе так демонстративно оттолкнуть ее от себя?


- Как мне кажется, хороших идей относительно того, как строить в будущем отношения с Россией, нет. Почву для сближения могло бы создать осуществление некого грандиозного проекта, скажем, заключение договора о кардинальном сокращении ядерных арсеналов, к чему призывают бывший госсекретарь [ Джордж] Шульц и бывший министр обороны [ Уильям] Перри. Причем такого рода сотрудничества не исключает и более откровенного выражения нашего отношения к происходящему в России, настойчивой критики ее движения по направлению к диктатуре. Кстати, именно на этом строил свои отношения с Москвой Рональд Рейган. Образно говоря, он не снимал с себя и не оставлял на вешалке свои убеждения перед встречей с советским руководством. Я думаю, что ошибка президента Буша состояла в том, что он был готов поступиться моральными принципами, выстраивая отношения с Россией, надеясь привлечь на свою сторону Владимира Путина. Но это не сработало.


XS
SM
MD
LG