Ссылки для упрощенного доступа

Скончался прославленный французский балетмейстер Морис Бежар


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Париже Наталья Руткевич.



Андрей Шарый: Прославленный французский хореограф Морис Бежар сегодня скончался в возрасте 80 лет в клинике швейцарского города Лозанна. О жизни и творчестве Бежара рассказывает корреспондент Радио Свобода в Париже Наталья Руткевич.



Наталья Руткевич: Морис Бежар - это хореограф, стремившийся сделать танец главным искусством ХХ века. Он хотел, чтобы на балет ходили не только редкие любители, а миллионы зрителей. И ему это удалось - творения Бежара имели колоссальный успех в разных странах мира.


Как пишут критики, вместо затянутых в пачки балерин, в постановках Бежара появились люди из плоти и крови с экспрессивной пластикой, давшие волю своим эмоциям.


Говорит французский искусствовед Жерар Куршель...



Жерар Куршель: Как и танцор Рудольф Нуреев, Морис Бежар сделал балет достоянием широкой публики. Уроженец Марселя и сын философа Гастона Бержера, Морис Бежар бросил занятия философией, чтобы сделаться танцором, а затем, в середине пятидесятых, хореографом. Первым удивительный талант Бежара отметил брюсельский театр Ла Моннэ. Именно для этого театра Бежар в 1959 года ставит «Таинство Весны» Стравинского, шедевр танца, ставший классикой ХХ века. Для брюссельской труппы «Балет ХХ века» Бежар создает свои самые известные хореографические постановки «Болеро», «Девятая симфония», «Жар-птица», «Ромео и Джульетта», «Бахти».


В 1987 французский балетмейстер обосновался в Лозанне, где он создал балетную компанию, носящую его имя. Бежар стал первым хореографом, приглашенным на знаменитый театральный фестиваль в Авиньоне. Его обожали во всей Европе, буквально носили на руках в Японии, при этом в США Бежар никогда не получил признания. Может быть потому, что его неоклассический стиль, в котором смешиваются традиции и жанры - балет, опера, театр, кино - кажется англо-саксонским критикам слишком неоднородным.


Бежар-педагог подготовил десятки танцоров и хореографов. 14 из его творений присутствуют в репертуаре парижского театра оперы и балета, что свидетельствует о плодотворном, хотя и не всегда простом, сотрудничестве этого харизматического балетмейстера с французскими деятелями балета.



Наталья Руткевич: Действительно, в самой Франции Бежар долго оставался непонятым. На родине его часто критиковали за увлечение экспериментами, поэтому он работал за рубежом. Бежар создал 140 хореографических постановок, которые свидетельствуют о его смелости и широком кругозоре. Бежар не боялся смешивать в своих произведениях Моцарта и Фредди Меркьюри, классический танец и рэп; он черпал вдохновение и в театральных пьесах, и в кинофильмах, и в современной музыке. Бежаром создано несколько всемирно известных школ танца - в Брюсселе, Лозанне и Дакаре. Школы «Мудра» и «Рудра» носят имена индийских божеств. Круг интересов Бежара не ограничивался танцем, он опубликовал несколько романов, пьес, дневников. В 1973 Бежар принял мусульманство.


Своей балетной труппой он руководил фактически до смерти.



Морис Бежар: В 80 лет я продолжаю учить и учиться. Я преподаю и в то же время многое постигаю благодаря моим ученикам. Конечно ,я устаю после рабочего дня, но моя работа никогда мне не надоедает.



Наталья Руткевич: Это был отрывок из одного из последних интервью знаменитого французского хореографа Мориса Бежара.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG