Главной версией органов правопорядка, расследующих взрыв автобуса в Северной Осетии, остается теракт. В результате происшествия погибли пять человек, 13 ранены. Эксперты отмечают, что ситуация в регионе напряжена до предела.
Взрыв произошел, когда пассажирский автобус, совершавший рейс из Пятигорска во Владикавказ, подъехал к милицейскому посту на границе Северной Осетии, и стал на площадку, где производится проверка документов. В салоне машины тут же возник пожар.
Водитель автобуса Павел Засеев успел вытащить из салона двух женщин, после чего потерял сознание. Сейчас пострадавшие находятся в больнице Кировского района Алании. По словам ее врача Юрий Чеджемова, их состояние оценивается как стабильное. Одна из женщин была прооперирована вчера, ее жизни сейчас ничего не угрожает. Остальные находятся в состоянии легкой и средней степени тяжести. Движение по автотрассе «Кавказ» полностью восстановлено.
По свидетельству пассажиров, незадолго до взрыва автобус покинул мужчина, который мог оставить в салоне сумку с бомбой. Фоторобот подозреваемого составлен. В правоохранительных органах Северной Осетии не сомневаются, что это был теракт, хотя прокурор республики Герман Штадлер говорит о «трех» рабочих версиях. Мощность взрывного устройства составила 350 граммов в тротиловом эквиваленте.
По предварительным данным, взрывное устройство находилось возле бензобака на задней площадке. Как рассказал в интервью местному телевидению один из пострадавших Анатолий Танцоров, в момент взрыва на задней площадке полупустого автобуса находилось лишь несколько человек: «Один - рядом со мной, и сзади еще был человек, но я его вообще не видел, ни лица, ничего. И там был у него багаж, сумки были».
Подрыв рейсового автобуса - первый крупный теракт в Северной Осетии почти за два года. Последний случился во Владикавказе 2 февраля 2006 года, когда серия взрывов в игровых залах города унесла жизни двух человек, 16 были ранены.
Руководитель научно-технического центра «Взрывоустойчивость» Адольф Мишуев отмечает следующие характерные особенности случившегося: «Надо отдать должное экспертам, мощность они определили достаточно точно. Это был не чисто тротиловый, а комплексный заряд, в основе которого могли быть компоненты, легко приобретаемые в магазинах, - это аммиачная селитра, удобрение. Само собой, детонатор, потом передаточное звено - гексоген, тротил, и детонировать будет уже селитра. У женщин начали гореть волосы. В самой ударной волне температура достаточно высокая, и волосы бы не загорелись, если бы это были мужчины, а у женщин косметика, прочее, что легче воспламеняется. Но это одна из версий. При детонации остаются и раскаленные частицы, которые с огромными скоростями, свойственными скоростям распространения волны, попав на голову и прочее, являются источником поджигания. Вот примерно такая картина складывается на основании той информации, которую мы черпаем по радио, по телевизору и так далее».
Трагедия на милицейском посту может взорвать ситуацию в регионе, считает грозненский аналитик Руслан Вартагов:
- Когда мы говорим "теракт", первое, что приходит нам в голову, это боевики и сепаратистское движение на Северном Кавказе. Но в данном случае нет оснований думать, что это сделали они, подрывы мирных людей им невыгодны. Я бы понял, если бы там были военнослужащие или сотрудники специальных органов. То, что подрыв произошел уже на территории Северной Осетии в автобусе рейса "Пятигорск - Владикавказ", наводит на мысль о том, что есть некие силы, которые стараются вбить еще один клин в отношения между Северной Осетией и Ингушетией.
- Кто может стоять за этими силами? Это может быть как осетинская сторона, которая решила, допустим, окончательно разрешить вопрос о Пригородном районе, так и ингушская сторона, которая тоже решила пойти ва-банк. Либо, что вероятнее, третья сторона, которой нужен новый конфликт на Кавказе. Тут широкое поле для загадок. Нынешний Кремль держит ситуацию в таком состоянии, что там может быть все, что угодно, и мы можем лишь гадать. Еще один-два подобных теракта - и я не знаю, что там может произойти. Там проблем нерешенных между осетинами и ингушами, запутанных Кремлем вдобавок, вместо того чтобы решать, вагон и маленькая тележка.
По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям УК «Терроризм» и «Незаконное приобретение и хранение взрывчатых веществ». Стали известны имена некоторых погибших. Среди них 24-летний контрактник погрануправления УФСБ рядовой Хазби Габисов, а также девятилетняя Светлана Плиева и 32-летняя Алевтина Битиева.