Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Медведев выдвинут кандидатом в президенты России от партии власти


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Александр Гостев: Четыре российские партии выдвигают единого кандидата в президенты России - первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Об этом было заявлено на встрече с президентом Владимиром Путиным, который поддержал кандидатуру Медведева, представителей единороссов, "Справедливой России", Аграрной партии и "Гражданской силы". Сегодня мнение экспертов по поводу названной, наконец, кандидатуры преемника Владимира Путина собирал мой коллега Данила Гальперович.


Данила, здравствуйте. Пожалуйста, вам слово.



Данила Гальперович: Здравствуйте, Саша. Я на самом деле начну не с экспертов, а с того, что сам Дмитрий Медведев говорил специально для Радио Свободы не далее чем пять месяцев назад, я напомню, что это фактически единственный из тех, кто назывался действительно преемником в открытую, и дал при этом интервью Радио Свобода на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Совершенно удивительно, что тема нашего интервью тогда совпала ровно с тем, что происходит сейчас, я спросил тогда Дмитрия Медведева, как он видит механизм передачи власти в России.



Дмитрий Медведев: Вообще, вы знаете, задача любой власти - обеспечить, чтобы переход власти, переход полномочий происходил абсолютно безболезненно для людей, которые живут в стране, для экономики. В этом может быть даже основная миссия власти - в обеспечении преемственности, преемственности в самом традиционном, демократическом смысле этого слова. Трудно себе представить такую власть, которая говорит: хорошо, мы до определенного периода работаем, а после нас хоть потом, пусть все развалится. Если это ответственная власть, даже передавая ее в руки другой партии, в руки других сил, она должна исходить из того, что она должна обеспечить полноценное функционирование государственного механизма и экономики по тем законам, по которым живет сегодня современный мир. Кроме того, для любой власти совершенно очевидно, что она должна стараться обеспечить и преемственность политических сил, так построен мир, так построена политическая система, так построена политическая мотивация в любой стране. Поэтому мне кажется, что те процессы, которые сегодня идут в России, они, в общем, укладываются в парадигму развития любой государственности, любой сильной экономики. И, надеюсь, что все те предстоящие политические события, которые будут и в этом году, и в следующем году, создадут нормальный фундамент для того, чтобы наша экономика успешно развивалась.



Данила Гальперович: Забавно, что преемственность в том смысле, в котором Медведев ее проследил в этом интервью, действительно состоялась, потому что Госдума не изменилась совсем после этих выборов, там представлены те же самые четыре партии, которые были в Государственной Думе до этих выборов. И здесь отчасти, может быть, состояло политическое кредо самого Дмитрия Медведева, если у него таковое есть, потому что, например, Владимир Прибыловский, руководитель исследовательского центра "Панорама", считает, что там вообще совсем не по этому принципу подбирался человек.



Владимир Прибыловский: Я думаю, что выбор здесь, скорее всего, рациональный и это выбор преемника, который будет считаться с тем, кто его назначил и, возможно, еще и отдаст по первому требованию престол. Я, правда, не буду врать, думал, что это будет другой человек, но Путину виднее, кому он может довериться.



Данила Гальперович: Владимир Прибыловский поясняет, что, скорее всего, по его мнению, это должен был быть кто-то из совсем личных друзей Владимира Путина, но многие эксперты считают, что Дмитрий Медведев достаточно личен в этом смысле. Один из основных кремлевских политологов Олег Павловский вспоминает, что Дмитрий Медведев был с Владимиром Путиным в один из самых сложных периодов, а именно, когда Владимир Путин брал власть.



Олег Павловский: Мне кажется, что это во многом ожидаемая инициатива. Разногласия были по фамилиям, но все понимали, что речь идет о человеке из команды Путина. Медведев - это, несомненно, человек из команды Путина, он рассматривался как одна из ключевых фигур в этой команде и один из наиболее часто называемых потенциальных кандидатов в президенты, наряду с Сергеем Ивановым, например, или Виктором Зубковым. Понятно, что Зубков означал совсем другую концепцию стиля, во всяком случае, президентства. Медведев - человек, обладающий способностями политического менеджера высокого класса, он показал это в национальных проектах, он освоил многие новые для себя поля социальных проблем. Потом он жесткий в политической борьбе. Я помню его, например, по руководству штабом избирательной кампании Путина в 1999-2000 году, ситуация была очень трудной. Поэтому мне кажется, что он хорош и в мире и в войне.



Данила Гальперович: Глеб Павловский, надо сказать, не ответил на вопрос, а где же здесь будет тогда место самого Владимира Путина. На этот вопрос пытается ответить эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.



Николай Петров: Я бы, собственно, видел два варианта развития события. Один вариант - он сгорает еще на подступах к президентским выборам, и каким-то образом демонстрируется, что это не тот преемник, который в состоянии твердой рукой страну вести дальше по рельсам, которые проложил Владимир Владимирович Путин, и на его место приходит кто-то другой или даже остается "машинист" Владимир Владимирович Путин. И второй вариант - его избирают президентом, технически это вполне возможно. Если к рейтингу Медведева добавить ту долю голосов, которую дает любому кандидату поддержка Путина, то он вполне оказывается в состоянии победить на президентских выборах, даже может быть в первом туре. Но это тоже ситуацию меняет мало, потому что, победив на выборах и став формально главным человеком в стране, Медведев не имеет в своих руках и в ближайшее время не сможет получить всю полноту власти. И тогда мы переходим в период, когда у нас есть формальный президент, а есть какие-то теневые центры принятия решений, самый важный из них - это Владимир Владимирович Путин, который не сможет, даже если бы он очень хотел, передать Медведеву полностью контроль над силовым блоком и над внешней политикой и, может быть даже, над госкорпорациями, которые он сейчас держит в своих руках. Вопрос в том, вот эта пара тогда, Медведев - президент, а Путин - экс-президент, но реальный вершитель и арбитр, который поддерживает баланс между кланами, вот как эта пара действует? Она действует так, что постепенно в руки Медведева переходит полномочие за полномочием или она создается для того, чтобы у нас была такая двубицентричная система власти.



Данила Гальперович: Я только напомню, что Дмитрий Медведев на пути своем преемническом прошел огонь, воду и медные трубы, потому что он первым был, кого назвали фаворитом, потом он вступил в тень по сравнению с Сергеем Ивановым, потом был назначен Виктор Зубков премьером, и вот опять Медведев. Развивается ли ситуация по спирали, покажет будущее.




XS
SM
MD
LG