Ссылки для упрощенного доступа

Германия выразила удовлетворение тем, что Дмитрий Медведев не принадлежит к группировке так называемых «силовиков»


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Кирилл Кобрин и Юрий Векслер.



Александр Гостев : Пока западные эксперты и журналисты обсуждают перспективы российской политики и будущих отношений Запада с Москвой - перспективы, которые возникли (или не возникли) после объявления преемника Владимира Путина и возможного трудоустройства самого нынешнего президента - германские правительственные чиновники уже выразили удовлетворение тем, что Дмитрий Медведев не принадлежит к группировке так называемых «силовиков». Кроме Германии, никто подобных заявлений не делал. Многие аналитики считают, что причиной являются так называемые «особые» отношения между Берлином и Москвой, те, которые возникли при предыдущем канцлере Герхарде Шредере. Сам Шредер еще раз подтвердил свою репутацию «друга Путина», выступив в Соединенных Штатах. Рассказывает Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин : Шредер прочитал лекцию и ответил на вопросы в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Он в очередной раз сказал, что Запад относится к России «несправедливо» и предупредил о возможных негативных последствиях такой политики, вплоть до грозящей якобы Москве изоляции. Впрочем, Шредер говорил в Колумбийском университете не как политик, а как бизнесмен - председатель совета акционеров газового консорциума Nord Stream AG , который, по словам бывшего германского канцлера, «создает новый путь для газа в Европу». Напомню, этот проект, в котором активное участие принимает "Газпром", строит на дне Балтийского моря газопровод - в обход прибалтийских стран. Многие считают, что Nord Stream (и лично Шредер) является проводником интересов «Газпрома» и Кремля. Вот, что сказал Герхард Шредер в Колумбийском университете:



Герхард Шредер: Я не работаю на "Газпром", это просто недопонимание. Я работаю на компанию, которая является совместным предприятием, и "Газпром" - один из наших партнеров. В Nord Stream еще две немецкие компании и одна голландская. Итак, это клуб четырех, в который входит "Газпром". И наша единственная цель - построить газопровод в Балтийском море, газопровод, который очень важен для Европы.


Кирилл Кобрин : Шредера спросили, как он относится к опасениям, что Западная Европа становится слишком зависимой от российского газа? Вот его ответ:



Герхард Шредер : Мы не можем просто принять существующее положение и, тем самым, зависимость всей Западной Европы от импорта газа. Хотя бы по причинам связанным с историей. Безусловно, здесь необходимы дискуссии.



Кирилл Кобрин : Поговорив на экономические темы, Шредер вернулся к политике, в частности, к спорам вокруг размещения в Центральной Европе американской системы противоракетной обороны. И здесь он сказал, что разделяет опасения Кремля:



Герхард Шредер : Российская сторона очень тонко чувствует, что причина размещения противоракетной системы, которую выдвигают США, а именно, угроза, исходящая от Ирана, не является особенно весомой, особенно после того, как в последнее время стало ясно, что эта угроза не носит такого характера, как это изображалось раньше.



Кирилл Кобрин : В завершение встречи Шредер еще раз подчеркнул опасность экономической и политической изоляции России. Любопытно, что его выступление пришлось как раз на то самое время, когда в Кремле было объявлено имя преемника Владимира Путина - и этот преемник одно время возглавлял «Газпром».



Александр Гостев : И в продолжение темы. Мой коллега в Берлине Юрий Векслер попросил прокомментировать положительные высказывания немецких политиков, в частности, государственного министра федерального министерства иностранных дел Германии Гернота Эрлера в отношении Медведева, известного эксперта Александра Гарина, профессора Европейского центра стратегических исследований имени Джорджа Маршалла в немецком городе Гармиш-Партенкирхен.



Юрий Векслер : Официальный Берлин дал позитивную оценку выдвижению Владимиром Путиным кандидатуры Дмитрия Медведева в качестве преемника и вероятного будущего президента России. Заявление по этому поводу сделал министр федерального министерства иностранных дел Германии Гернот Эрлер. Он заявил, в частности, что выдвижение Медведева - это усиление позиций гражданского общества в России, так как Медведев пришел в политику не из ФСБ, и не из армии, и это ясное изменение по сравнению с сегодняшним положением дел. Кроме того, Медведев, как первый вице-премьер, хорошо знаком со всеми задачами по продвижению российских реформ. Это заявление Эрлера выглядит весьма поспешным одобрением плана Путина, линии Путина. Я попросил прокомментировать его Александра Борисовича Гарина, профессора, преподавателя Европейского центра стратегических исследований имени Джорджа Маршалла в немецком городе Гармиш-Партенкирхен.



Александр Гарин : Мне кажется, что нужно посмотреть на контекст, в котором Эрлер высказал свое суждение о Медведеве. Насколько я понимаю, это интервью, которое было дано "Берлинер Цайтунг". Как всегда, когда дают интервью в общем, и журналист спрашивает о нечто конкретном, то политик поставлен перед выбором - либо ответить, либо просто промолчать. К сожалению, очень часто дипломатические представители наверху молчат, что убийственно для журналистов и неинтересно для публики. Трудно ожидать от них что-то. Но в данном случае он не молчал. В данном случае он высказал свое мнение, которое не является в этом смысле ранней попыткой всего немецкого истеблишмента, высказать свое отношение. Это его личное мнение было, которое и ограничилось двумя естественными вещами.


Те, кто наблюдает за российской политикой за границей, видели двух вице-премьеров, один из них Сергей Иванов по долгу службы дела громкие заявления относительно стратегических направлений будущей политики. Я грешным делом думал, что, конечно, Путин назначит именно его, так сказать, в связи с жесткой линией, как такого железного человека, который делал громкие заявления о суверенной демократии и так далее. А Медведев по долгу службы, опять-таки, занимается социальными программами, имел для заграницы гораздо более мягкое лицо. Это один пункт. Второй пункт. И именно его выразил Эрлер, я думаю. Поэтому, так сказать, это не является, на мой взгляд, официальным поспешным заявлением о том, что мы приветствуем и так далее. Вот есть личная точка зрения. Естественно, ее разделит любой наблюдателей за границей.


На счет "Газпрома". Это, конечно, старая линия, традиционная. Несмотря на осторожность госпожи Меркель, тем не менее, есть некое стратегическое партнерство, в том числе связанное с энергетикой. В данном случае, позиция Германии, конечно, в том, чтобы иметь определенную уверенность и устойчивость в этом отношении. Поскольку директором Наблюдательного совета этой компании является Медведев, то иметь Медведева в качестве президента, чисто с эгоистической точки зрения обеспечения энергетической безопасности, совсем неплохо. Во всяком случае, лучше, чем иметь дело с Сергеем Ивановым и гадать, что будет.



XS
SM
MD
LG