Ссылки для упрощенного доступа

В столице Татарстана проходит IV съезд Всемирного конгресса татар


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Нина Горюнова.



Александр Гостев : В столице Татарстана проходит IV съезд Всемирного конгресса татар. В нем участвуют представители татарских общин со всей России и из десятка стран мира. Конгресс, который еще называет курултаем, проводится раз в 5 лет. В этом году Всемирный конгресс татар отмечает свое 15-летие. Не обошлось мероприятие без политического скандала. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Нина Горюнова.



Нина Горюнова : Мы не приезжаем в Казань, мы сюда возвращаемся - так говорят участники IV съезда Всемирного конгресса татар. В столицу Татарстана съехались 700 делегатов и гостей - ученые, политики, бизнесмены. Это татары не только из России и стран СНГ, но из Австралии, Арабских Эмиратов, США, Израиля. Впервые в этом году приехали татары из Афганистана. Есть среди участников знаменитые личности - олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Алина Кабаева и кардиохирург Ринат Акчурин. Как говорит один из старейшин курултая, ученый из Алма-Аты Мурад Каримов, встретить татарина сейчас можно в любом уголке мира.



Мурад Каримов : У нас есть своя специфическая тюбетейка. Так вот, недавно я был в Нью-Йорке. Одел эту тюбетейку, и тут же оказался с татарином. Он обращается на татарском языке. И тут же он вставил кассету, и играла татарская музыка. В Нью-Йорке!



Нина Горюнова : Конгресс, прежде всего, дает татарам со всего мира возможность встретиться и обсудить насущные проблемы татарского народа, считает представитель германской общины Венера Вагизова.



Венера Вагизова : Не все еще о нас знают. Поэтому наша задача в том, чтобы говорить громче о себе, заявить о себе и сказать - ребята, если вы ищите свое, если не хватает чего-то вашей душе, идите к нам. У нас вы найдете родные песни, родной язык, родные традиции. Конечно, все татары ждут с нетерпением... Да, и не только татары. Потому что среди членов нашей общины - это и члены наших семей, это и русские, и немцы, и турки, и евреи. Поэтому все они с интересом следят за тем, что же происходит на родной земле их близких, их родных.



Нина Горюнова : По мнению Мурада Каримова, не для всех конгресс является важным мероприятием. Кто-то может назвать его бесполезным



Мурад Каримов : Те люди, которые, приезжая в Курултай, не могли связать свои деловые, бизнесные связи, считают, что им Курултай ничего не дал. Те, которые сюда не попали, они, конечно, могут сказать, ну что вы приехали, нам рассказали, мы ничего не видели, нам ничего не понятно. Но, в основном, когда мы там выступаем, говорим, общаемся, татары признают наш Курултай выдающимся событием.



Нина Горюнова : Всемирный конгресс татар был основан в 1992 году в непростой момент постсоветской истории Татарстана в условиях роста национальных настроений. В противовес созванному радикалами в феврале 1992 года Курултаю татарского народа в июне руководство Татарстана решило провести Всемирный конгресс татар. В Казань съехались татары из регионов России, государств СНГ, Австралии, Германии, Китая, Польши, Румынии, США, Турции, Финляндии, Японии.


Второй съезд в августе 1997 года задумывался в более стабильной обстановке. Соответственно изменился и стиль мероприятия. Он приобрел вид смотра достижений, призванный укрепить имидж "модели Татарстана".


Третий съезд состоялся в конце августа 2002 года. Одна из проблем, которая обсуждалась делегатами - это государственная национальная политика в России.


Сейчас первый съезд принято называть конгрессом пробуждения и эйфории, второй - конгрессом успокоения, а третий - конгрессом выживания нации.
Четвертый съезд Всемирного конгресса татар начался со скандала. Представители ВТОЦ (Всетатарского общественного центра имени Марата Мулюкова) заявили, что милиция сорвала их санкционированный пикет у здания проведения конгресса. В рамках запланированной акции оппозиция собиралась продемонстрировать участникам конгресса макет памятника павшим защитникам Казани. Этот монумент, по словам председателя ВТОЦ Юнуса Камалутдинова, власти обещают установить еще с 1990 года.



Юнус Камалутдинов : Милиция задержала, придрались к машине. Права отобрали у водителя. Предупреждены, чтобы нас не пропускать туда с этим памятником. Мы хотели показать его делегатам. Не дают устраивать пикет, не пропускают даже. Разрешение у нас есть. Значит, ими указание такое получено – не велено.



Нина Горюнова : Представителей Всетатарского общественного центра нет в списках участников Конгресса. По мнению Юнуса Камалутдинова, на съезд попали только нужные властям люди.



Юнус Камалутдинов : У них свой список. Люди, которые в нем записаны, - это, в основном, кто? Из аппарата президента, администрации города, которые к национальному движению никакого отношения не имеют. А вот настоящих активистов, которые ведут работу в национальном движении, ни одного туда не пропустили. Только свадебных генералов туда, в основном, подобрали. Они и боятся, и есть осторожность.



Нина Горюнова : Не пустили в здание проведения конгресса и журналистов, несмотря на то, что аккредитовано было порядка 130 человек. Организаторы объяснили это тем, что в театре слишком мало места. Поэтому представителей СМИ разместили в другом здании - в так называемом пресс-центре, где они смогли наблюдать за прямой трансляцией заседания.


Открывали съезд первые лица республики. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев назвал Всемирный конгресс татар «одним из самых успешных проектов» в истории татарского народа. По словам главы республики, сегодня он напоминает одну семью, и в зале собрались «только знакомые лица».


Одна из самых обсуждаемых проблем - это возможность исключения из стандарта российского образования регионального компонента, в рамках которого изучался родной язык и история народа. По словам представителя германской общины Венеры Вагизовой, задача конгресса этого не допустить.



Венера Вагизова : В Думе законодательно уже стал выноситься вопрос на обсуждение об отмене регионально-национального компонента в образовании. Это как раз чревато тем, что закрываются национальные школы, практически все национальные школы, не толь татарские, за пределами национальных образований. Да и в самих национальных образованиях они сокращаются. Конгресс в данном случае может принять обращение (и даже примет обязательно обращение) и к Думе, и к президенту России, вплоть, если будет необходимо, до обращения и в Совет Европы. Потому что здесь нарушаются многие конституционные статьи, касающиеся возможностью людей получать образование на родном языке. Мы будем принимать обращение с тем, чтобы просто не допустили появление подобного закона об отмене регионально-национального компонента в образовании.



Нина Горюнова : По словам президента Татарстана Минтимера Шаймиева, народы, живущие в России, воспринимали региональный компонент как основное достижение демократии. Шаймиев выразил надежду, что новая Дума рассмотрит этот законопроект еще раз.



XS
SM
MD
LG