Ссылки для упрощенного доступа

Новый виток конфликта вокруг работы Британского совета в России


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Евгения Назарец.



Кирилл Кобрин: Новая ступень конфликта в ситуации вокруг деятельности Британского совета в России. Сегодня эти события, которые начались в прошлом году заявлениями российских властей о том, что необходимо закрыть региональные отделения совета, получили новое распространение. Британский совет в Екатеринбурге и Петербурге возобновил работу после праздников, а британский посол Энтони Брентон вызван для объяснений в Министерство иностранных дел России.


За ситуацией следит моя коллега Евгения Назарец, сейчас она в студии нашего радио.


Евгения, здравствуйте. Так что, встретился ли посол с чиновниками МИДа?



Евгения Назарец: Да, посол Великобритании в Москве Тони Брентон беседовал с заместителем главы МИД России Владимиром Титовым, и эта встреча закончилась не так давно. По окончанию встречи посол заявил, что Британский совет будет продолжать свою работу в России, его закрытие было бы незаконным. По итогам этой встречи МИД так же распространил официальное заявление, в котором сказано, что в ближайшее время будут осуществлены необходимые процедуры по взиманию налоговой задолженности отделения Британского совета в Санкт-Петербурге; российская сторона не будет выдавать визы новым сотрудникам, направляющимся на работу в генконсульства в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге; в случае если деятельность совета в регионах будет продолжена, российская сторона оставляет за собой право на принятие дополнительных мер, в том числе в отношении офиса Британского совета в Москве. То есть МИД России грозит санкциями.



Кирилл Кобрин: Евгения, каким образом объясняют российское Министерство иностранных дел, его представители вот эти жесткие довольно-таки меры, которые явно продолжают усиливать напряженность в двухсторонних отношениях? Есть какое-то официальное объяснение, может быть, на сайте МИД и так далее?



Евгения Назарец: МИД России настаивает, что Британский совет в России действует в нарушение российского законодательства, в частности постановления правительства России от 1995 года "о порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации". Но британская сторона ссылается на соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 1994 года, на основании которого Британский совет может действовать в России в качестве основного агента правительства Великобритании по выполнению соглашения. Но МИД парирует, строго говоря, Британский совет может выполнять эту функцию из лондонской площадки. В итоге этого всего спора МИД России приводит такой аргумент, что для создания необходимой нормативно-правовой базы нужно было разработать соглашение. Цитат из заявления: "Хорошо известно, что принятые в июле прошлого года британской стороной недружественные действия в отношении нашей страны сорвали усилия по подготовке этого документа".



Кирилл Кобрин: Итак, речь идет, конечно же, о политике, а не о юридических или дипломатических казусах. Спасибо, Евгения.


Моя коллега расскажет теперь об истории этого конфликта.



Евгения Назарец: Российские власти обосновали свое требование тем, что региональные отделения не обладают необходимым правовым статусом. Официальную мотивировку озвучил представитель МИД России Михаил Камынин. По его словам, работа отделений будет заморожена до разработки и заключения российско-британского соглашения о «нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность Британского совета в РФ».


Лондон связал происходящее с политикой.


«Российское правительство до сих пор не назвало закон, который, как предполагается, нарушил Британский совет. Вместе с тем именно Россия политизировала данный вопрос, связав его с не относящимися к делу трудностями двухсторонних отношений», это заявление посольства Великобритании распространило британское Генеральное консульство в Петербурге. Сегодня Петербургское отделение Британского совета возобновило работу, сообщил пресс-секретарь петербургского филиала Британского совета Станислав Смирнов.



Станислав Смирнов: Сегодня офис Британского совета в Санкт-Петербурге возобновил свою работу после зимних каникул. Собственно, как и планировалось, сегодня первый рабочий день Британского совета в Петербурге.



Евгения Назарец: Заметно ли какое-либо изменение в отношениях с местными властями?



Станислав Смирнов: Нам известно о тех требованиях, которые выдвинули российские власти, в частности требование Министерства иностранных дел Российской Федерации относительно замораживания работы Британского совета в Санкт-Петербурге. Но мы пытаемся разрешить данную ситуацию путем переговоров и надеемся, что в ближайшее время нам придется прийти к какому-то компромиссу.



Евгения Назарец: Скажите, это может как-то повлиять на содержание программ, на интенсивность деятельности Британского совета?



Станислав Смирнов: Британский совет - это неполитическая организация. Все те проекты, которые мы делаем, они не носят неполитический характер, и надеемся, что ни в коей мере это не сможет повлиять на нашу работу. Сегодня у нас первый рабочий день. Для публики мы будем открыты, начиная с четверга, поэтому о реакции клиентов пока говорить рано. Но та реакция, та поддержка, которую мы получаем по телефону и по электронной почте, она говорит о том, что люди обеспокоены этой ситуацией, заинтересованы в том, чтобы Британский совет продолжил свою работу.



Евгения Назарец: В Екатеринбурге филиал Британского совета возобновил работу 9 января. Но по телефонам филиала Британского совета отвечают: отдел культуры Генерального консульства Великобритании. Официальное заявление, которое распространил отдел по связям с общественностью дипломатической миссии, говорит буквально следующее: «9 января сотрудники Британского совета пришли в свой офис». Словосочетание «Британский совет» в Екатеринбурге не звучит. Формально повод для претензий российских властей исчез: неопределенный, по мнению российского МИДа, статус был у Британского совета, а не у отдела культуры Генерального консульства. Вышедшие на работу сотрудники отказываются беседовать с журналистами даже о программах, которые реализовываются при поддержке организации, название которой на Урале теперь не произносят. О том, что Британский совет как раз сейчас занят планированием деятельности на 2008 год, рассказала специалист по связям с общественностью Британского совета в Москве Наталья Минченко.



Наталья Минченко: В настоящее время Британский совет завершает планирование проектов на 2008 год и далее. В соответствии с глобальной стратегией Британского совета мы работаем над масштабными программами в области образования, науки и культуры и содействуем развитию культурных связей между Россией, Великобританией и европейскими странами.



Евгения Назарец: То, что эти программы не были разработаны в прошлом году, это не связано с тем, что возникли проблемы со статусом региональных отделений?



Наталья Минченко: Нет, не связано. Финансовый год Британского совета завершается в конце марта 2008 года, поэтому для нас сейчас самое время для завершения планирования проектов на следующий год.



Евгения Назарец: Их содержание может претерпеть изменения в связи с теми же неприятными событиями?



Наталья Минченко: Сейчас сложно говорить о каких-то конкретных программах, но, как и раньше, наши программы будут посвящены таким темам, как экономическая эффективность изучения языков, проблемы изменения климата и загрязнения окружающей среды, проблемы глобальной конкуренции и улучшения имиджа стран.



Евгения Назарец: Наталья Минченко заявила, что в Британском совете не могут комментировать сегодняшний вызов посла Великобритании Тони Брентона в российский МИД. Но, как сообщают российские СМИ со ссылкой на источники в министерстве, это связано именно с деятельностью Британского совета.


XS
SM
MD
LG