Ссылки для упрощенного доступа

В Москве открылась выставка "СССР в стройках"


Программу ведет Алексей Кузнецов . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева .



Алексей Кузнецов : В "Галерее на Солянке" открылась выставка "СССР в стройках". В экспозиции - живопись и графика, созданные в те десятилетия, когда по всей стране лозунги "Слава КПСС!" встречались не чаще, чем "Слава труду!". Сегодня индустриальный пейзаж эпохи соцреализма воспринимается как документ ушедшего времени . Рассказывает Лиля Пальвелева.



Лиля Пальвелева : Выставку привезли из Ростова-на-Дону. Почему-то всего лишь на 5 дней. А жаль! Промышленный жанр представлен в собрании ростовского Музея современного изобразительного искусства целостной коллекцией, и с ней многие готовы были бы ознакомиться. Это постперестроечную пору никто не хотел любоваться картинами с дымящимися трубами заводов и людьми в спецовках, слишком долго культивировалось такое искусство, и слишком свежо оно еще было в памяти. Сегодня, по прошествии времени, - иное дело. Вещи, некогда направленные на поддержание мифа о трудовом подвиге как естественном состоянии советского человека, теперь этот же миф и разоблачают. Куратор выставки Вячеслав Давиденко особенно выделяет графическую работу Вячеслава Кислова под названием «Сучкоруб». Здесь только по платку на голове можно опознать в фигуре в ватнике и огромных валенках женщину.



Вячеслав Давиденко : Это, наверное, еще и выставка, посвященная советским женщинам, которые внесли решающий вклад в построение именно индустриального общества. На их плечах было воздвигнуто это могущество. Индустриализация, коллективизация была выстрадана, вынесена именно этими простыми людьми.



Лиля Пальвелева : Да, не случайно образ женщины в телогрейке, а в поздние советские времена образ женщины в оранжевом железнодорожном жилете был очень устойчивым. Это первое, что вспоминалось при словосочетании "советская женщина".



Вячеслав Давиденко : Да, и на плакат вынесена такая труженица сучкорубка. Это такой образ, когда действительно женщину трудно опознать по профессии, например, как гальванщица, битумщица, работник кислотного цеха. Тут они здесь немного представлены. Они занимали ведущую роль в советской индустрии. Это 1971 год. Это его рефлексия поездки по Коми СССР. Я таких женщин видел. Это не придуманный образ. Я видел значительно позже в середине 90-х годов, когда был в командировке именно там, в Сыктывкаре, и немного севернее на Печорской ГРЭС.



Лиля Пальвелева : Кстати, возведение электростанций и прочие гигантские стройки - излюбленный сюжет художников соцреализма. Порой слишком излюбленный. Вячеслав Давиденко обращает внимание на то, что на выставке есть немало картин, написанных разными авторами, но догадаться об этом можно лишь благодаря этикеткам. Добро бы только изобразительный язык оказывался общим. Порой на разных полотнах натыкаешься на один и тот же гигантский роторный двигатель, который с энтузиазмом собирают в цеху бодрые рабочие.



XS
SM
MD
LG