Ссылки для упрощенного доступа

Интерактивные детские программы в музеях и выставочных залах России


Ирина Лагунина: Когда 15 лет назад я впервые была в Вашингтоне, больше всего поразили музеи, идущие вдоль Молла, самого главного парка столицы. И поразили даже не столько экспозициями, сколько стилем организации. Все очень доступно, все можно почти потрогать, все развивает ум и воображением. Если бы я была школьным учителем, я бы постоянно водила класс в эти музеи. А если бы я была учеником, я бы и сама оттуда не вылезала. Позже я поняла, что такая организация работы вообще характерна для многих музеев в мире. Но теперь в России, наконец, музеи и выставочные залы стали уделять все больше внимания детям. Все больше появляется интерактивных программ, позволяющих детям одновременно и знакомиться с произведениями искусства, и самим развивать свои творческие способности. Рассказывает Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: Кроме залов Эрмитажа и Русского музея, где ребенок, да и взрослый может, в общем, только ходить и впитывать окружающую красоту, в Петербурге есть немало других музеев пониже рангом, где нет собраний такого уровня, но где сотрудники готовы принимать детей не просто как зрителей, но и как участников самых разных программ. Одна из них - "Подарок любимой маме" - стала уже традиционной в выставочных павильонах "Ленэкспо" в Гавани: сюда приходят дети и из простых, и из художественных школ, и из интернатов и показывают, на что они способны: поют и рисуют на глазах у публики. Все это условно называется "подарок маме", хотя не у каждого из этих детей есть мама и собственный дом. Говорит Тамара Семенова, которая представляет международный фонд поддержки культуры "Мастер-класс" и одноименный фестиваль.

Тамара Семенова: Это такой большой художественный перфоменс, который происходит на глазах у зрителей уже 15 лет. Начинали его зрелые состоявшиеся художники, теперь мы вовлекаем детей. Большой телемост, который мы провели во дворе Эрмитажа «Город мастеров» - это ценой крови художников. Потому что очень тяжело, общество еще боится открытых выходов детей в большое пространство городское. Слава богу, руководители нескольких учебных заведений согласились участвовать в этой акции. Мы подумали, что надо больную тему, немножечко может быть поговорить об этом, чтобы разрешить некоторые противоречия в обществе. Потому что общество очень расслоилось и наряду с успешными, благополучными, золотыми, есть дети, которые очень хотят, но не могут. И ряд учреждений социальных занимаются изо всех сил внутри своей программы, внутри своего дома. Они занимаются и музыкой, и эстетическим образованием, и общим образованием, и воспитанием детей. Но есть проблемы – эти дети не совсем адоптированы к большому обществу. И мы предложили ряд акций, когда детки могут выйти в свет. Благодаря тому, что ЛенЭкспо предоставили нам площадь, мы смогли сделать открытую студию-мастерскую, где с детьми, которые может быть лишены семьи или потеряли семью, могут нарисовать подарки. То есть они выступают в роли сильной личности, рисуют подарок для любимой мамы.



Татьяна Вольтская: Которой нет.



Тамара Семенова: У кого-то есть, у кого-то нет, по-разному. Но для многих это больная тема. И мы очень боялись быть некорректными.



Татьяна Вольтская: Страшно звучит для детей-сирот или социальных сирот. Потому что если даже мама есть физически, ее же нет фактически у ребенка.



Тамара Семенова: Согласитесь, что любая девочка из рисующих здесь или любая девочка, которая находится в социальном учреждении, учится и живет там, она все равно будущая мама. Все равно ей надо где-то набраться сил, великодушия материнского, чтобы создать свою семью.

Татьяна Вольтская: Я застала здесь детей из 37 школы с их учительницей музыки Наталией Сусловой.

Наталия Суслова:
Вообще, конечно, очень здорово, что такое для детей делают. Они пришли, посмотрели, поучаствовали.



Татьяна Вольтская: Интересно было?



Дети: Да.



Татьяна Вольтская: Что больше всего понравилось?


Дети: Петь. Рисовать.



Татьяна Вольтская: А рисовали что?



Дети: Цветы, лошадей.



Наталия Суслова: Каждый рисовал подарок маме. Потом будет выставка.

Татьяна Вольтская: - Кто-то из этой школы любит рисовать, а кто-то, действительно, петь.
Это песня о городе, о Неве. Кстати, о любви к городу. Если этот проект направлен, в основном, на развитие родственных чувств, любви к семье, то другой проект, о котором я хочу рассказать, имеет в виду воспитание настоящего горожанина. В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, в галерее "Сарай" представлена выставка и обучающая программа "Город из кубиков", разработанная финской художницей и педагогом Тарьей Хилтунен. На первый взгляд это просто кубики с нарисованными окнами, дверями, крышами, но они не простые - из них можно построить модели разных городов, вернее, конкретные дома, дворцы, архитектурные ансамбли финских городов Порвоо и Хельсинки, бельгийского Антверпена и даже русского Петербурга, эта часть конструктора называется "Три центра - три площади" и представляет Троицкую, Дворцовую и Исаакиевскую площади. О том, как появилась идея, говорит автор - Тарья Хилтунен.

Тарья Хилтунен: Она родилась дома, у меня два мальчика, и я как мама часто мою пол, убираю игрушки. И вот я заметила, что их кубики - без окон, без дверей, и подумала - а что если сделать кубики с дверями и окнами? Так все началось, и, поскольку я имею некоторое образование в этой области, вскоре можно было построить первый дом, улицу, и затем целый город. И я подумала, что эта игра должна быть интерактивной. Первая выставка была в городе Порвоо, вторая - в Бельгии, в Антверпене, где я занималась в школе искусств, а потом она приехала в Хельсинки, в Центр искусств для детей и молодежи Аннантало, и здесь мы сделали часть конструктора, относящуюся к Хельсинки. А после этого появилась возможность приехать сюда, в Петербург.

Татьяна Вольтская: Дети играют в эти кубики с явным удовольствием.

Дети: Да, очень нравится. У нас в садике точно такой же домик.



Татьяна Вольтская: Тебе сколько лет?



Мальчик: Восемь.



Татьяна Вольтская: Тебя как зовут?



Мальчик: Кирилл.



Девочка: Меня Наташа. Мне семь.



Татьяна Вольтская: Тебе нравится?



Девочка: Да, очень.



Татьяна Вольтская: А вы уже что-то построили?



Девочка: Это город. Здесь музеев очень много и познавательного.



Татьяна Вольтская: А какие это музеи, что в них показывают?



Девочка: Много чего есть – картины всякие, производства, руками что сделано из дерева.



Татьяна Вольтская: А в твоих музеях что?



Девочка: Кукольный театр.

Татьяна Вольтская: Мамы тоже одобряют затею, говорит Маша.

Маша: Мне очень нравится. Мне кажется, что еще было бы здорово, если бы дети приходили и могли сами какую-то часть делать. Мастер-класс объединялся бы вместе с этой работой. Шести-пятилетние не очень понимают, как именно надо строить. Пытался подбирать по цвету, но он не прочувствовал, что именно отдельное здание конкретное создается. Так здорово, но они глубину до конца не понимают, воспринимают просто как кубики. Как идея очень ценная.

Татьяна Вольтская: Машина идея, скорее всего, будет воплощена, да она и заложена в самой игре. Говорит заместитель директора музея Анны Ахматовой Леонид Копылов.

Леонид Копылов: Эта выставка пришла к нам после того, как она побывала в нескольких городах Европы, а еще она была в нескольких школах, которые занимались работой трудной архитектурной. Кубики раскрашивали, рисовали окна, декор, какие-то детали архитектурные, а потом из этого создавали города. Замечательная игра, которую придумали наши финские коллеги. Детский центр известен и в Хельсинки и в Финляндии, теперь начинает быть известен у нас. Их работа с детьми, их внимание к детям чрезвычайно нам симпатична. Нам казалось, что эта идея очень созвучна некоторым нашим идеям, потому что не первый год наши школьники путешествуют по городу самостоятельно, изучают историю и становятся петербуржцами.



Татьяна Вольтская: Которых уже не хватает.



Леонид Копылов: Которых очень мало и которых, наверное, надо воспитывать с этого возраста. Поэтому, играя в кубики, они уже немножко петербуржцы и не только петербуржцы, а что очень важно, они становятся гражданами Европы. То, что мы видим здесь – это маленькие частички Европы. Здесь перемешены Петербург и все европейские города, которые вдруг оказались все вместе. Абсолютно конкретные здания, это не пустые фантазии.



Татьяна Вольтская: Петербург узнаваем, мы разобрались с адмиралтейством, университетом.



Леонид Копылов: Когда наши коллеги готовили эту работу, они сначала сами внимательно изучают город, фотографируют какие-то знаменитые здания, потом предлагают детям на них посмотреть, потом в своей фантазии преобразить в смешные забавные, наивные, но мудрые арт-объекты. Я всегда вспоминаю слова, которые были произнесены по отношению к Парижу: Париж – это праздник, который всегда с тобой. Любой большой город – это праздник, который постоянно, каждый день с тобой. Вот это ощущение праздничности для города очень важное ощущение. Не потерять это ощущение радости существования в огромном количестве людей, с которыми ты взаимодействуешь и не только с современниками, но и с целыми поколениями предыдущих людей, которые создавали эту красоту, вот это ощущение праздника, по-моему, должно дальше рождать ощущение в некотором смысле ответственности за все.



Татьяна Вольтская: Передать детям – самое главное.



Леонид Копылов: А лучше всего делать в таком возрасте. Будут вырастать люди, которые точно никогда не будут относиться потребительски к тому, что нас окружает. Они будут видеть ты смыслы, которые несет город настоящий. Потому что за любым зданием стоит история, люди, события – это очень важно.

Татьяна Вольтская: Методика простая, но в ней заложен огромный потенциал, направленный на развитие пространственного и образного мышления у ребенка, - считает куратор выставки Мария Коростелева.

Мария Коростелева: Сегодня мы, например, с художницей Тарьей Хилтунен пытались собрать Эрмитаж, которые сделали дети в интернате и у нас ушло минут сорок. Мы тщательно подбирали кубики, окошки к окошку, дверь к двери. На самом деле не так просто, как кажется.



Татьяна Вольтская: Такой набор, не то, что его просто выложишь перед ребенком, тут надо участие взрослых.



Мария Коростелева: Тут возможны два варианта. С одной стороны, это кубики, из которых можно построить абстрактные дома. С другой стороны, конечно, если мы работаем со взрослым, с экскурсоводом, с тем, кто проводит мастер-класс, мы смотрим на фотографии и пытаемся построить, уже думая об архитектуре.



Татьяна Вольтская: То есть для более старших детей.



Мария Коростелева: Это работа, начиная с пяти лет. Три составных части петербургского конструктора, одна сделана очень маленькими детьми, им пять-шесть лет и это гимназия особо одаренных детей в Петергофе. Другая часть сделана в 9 интернате и этим детям лет 8-9. А часть сделана в коррекционной школе «Озерки», эти дети старше.

XS
SM
MD
LG