Ссылки для упрощенного доступа

Беседа с композитором Оливье Мессианом








Иван Толстой: В Лондоне проходит грандиозный фестиваль музыки одного их крупнейших европейских композиторов ХХ века, Оливье Мессиана. Фестиваль, названный «Из каньонов к звездам» (это название одного из произведений Мессиана) начался 7 февраля и продлится до 6 марта. О фестивале и о творчестве композитора, который оказал огромное влияние на развитие музыки ХХ века, рассказывает лондонский музыковед Ефим Барбан.



Ефим Барбан: В декабре этого года Оливье Мессиану исполнилось бы сто лет – он скончался в апреле 1992 года. В течение месяца в одном из крупнейших лондонских концертных залов – «Роял фестивал холле», и в Королевской музыкальной академии проходит фестиваль музыки Мессиана под символическим названием «Из каньонов к звездам». Однако это лишь начало юбилейных торжеств. На протяжении всего года в Лондоне будет широко звучать музыка этого выдающегося французского композитора и органиста. Так что музыкальная жизнь британской столицы пройдет в этом году под знаком его музыки. На фестивале исполняются центральные произведения Мессиана, в частности, его оркестровое сочинение «Чаю воскресения мертвых», посвященное памяти жертв двух мировых войн. Его премьера состоялась в Париже в 65-м году в присутствии генерала де Голля. Это, пожалуй, наиболее экспрессивное выражение глубокой католической веры композитора. Затем прозвучат «Турангалила-симфония», «Квартет на конец времени», «Цвета небесного града» для фортепиано, ансамбля духовых и ударных; будут исполнены его фортепьянные циклы «20 взглядов на младенца Иисуса» и «Экзотические птицы», прозвучат и органные его сочинения.



Я трижды встречался с Оливье Мессианом во время его приездов в Лондон, и меня всегда поражал контраст между его физическим и интеллектуальным обликом. Наблюдая его со стороны, замечал, как тяжело, с трудом он передвигается, - ему было уже за 80. Но как только он начинал говорить, вы поражались легкости и ясности его мышления, точности его формулировок, эмоциональности его реакций, его душевной молодости. Мессиану до самой кончины удалось сохранить интенсивную духовную и интеллектуальную активность и трудоспособность. Во время одной из таких встреч, я спросил его, в чем он видит главные источники своего музыкального вдохновения. Вот что он мне тогда ответил:



Оливье Мессиан: Первый и величайший источник моего вдохновения возник еще до моего рождения. Моя мать, поэтесса Севиль Соваж, написала книгу стихов под названием «Душа в бутоне», адресованных своему, еще не рожденному, сыну. Вопреки современным научным прогнозам она предсказала, что у нее будет сын, который станет художником – музыкантом. Более того, в книге есть такие стихи: «Весь Восток поёт о моем существе с его синими птицами и бабочками». Судя по всему, я должен был стать орнитологом... Вы знаете, видимо о существовании постоянной связи между матерью и ребенком еще до его рождения? Это доказано медицинскими исследованиями. Думаю, что это оказало на меня большое влияние. И, возможно, поэтому лирика определила мою судьбу, а птицы стали моим главным музыкальным источником вдохновения. Я явно должен был стать орнитологом. Слушание пения птиц позволило мне приобщиться к природе, и, возможно, что именно это позволило мне бессознательно создавать конкретную и атональную музыку, в которой я стремился воссоздать пение птиц. Теперь несколько слов о моих интеллектуальных источниках вдохновения. Я- верующий, христианин, католик. Совершенно естественно, поэтому, что я много времени проводил за чтением Библии и псалмов; много раз я читал оба Завета и Апокалипсис. Кроме того, читал много теологических трудов – современных и средневековых.



Ефим Барбан: Оливье Мессиан много времени проводил в лесах разных стран, записывая пение птиц. Чему птицы могут научить людей? – спросил я его.



Оливье Мессиан: Птицы всё изобрели до нас. А это значит, что они создали все музыкальные формы, известные в человеческом музыкальном языке. Они способны на многое: задолго до людей они создали третоновую, четвертитоновую шестинотоновую микроинтервальную музыку. У них есть особый орган, называемый сиринга, позволяющий издавать трели и рулады необычайной виртуозности. С помощью наших музыкальных инструментов их крайне трудно воспроизвести в оркестре, даже с помощью флейт-пикколо. И, наконец, птицы были первыми существами, создавшими коллективное пение.



Ефим Барбан: Известный английский музыкальный критик Пол Гриффит назвал Оливье Мессиана «самым самобытным голосом французской музыки со времен Дебюсси». Французский мэтр не только оказал огромное влияние на европейскую музыку как крупнейший новатор, не меньшее влияние он оказал на многих современных композиторов как музыкальный педагог. Мессиан более 30 лет был профессором Парижской консерватории, где у него учились такие классики европейского музыкального авангарда, как Пьер Булез, Янис Ксенакис, Карлхайнц Штокхаузен. Ревностный католик, он был человеком необычайно широкого кругозора. В произведениях Мессиана нашли отражение григорианскаие псалмодии, древнегреческая метрика, индийская, японская, арабская, индонезийская музыка. Эта культурная универсальность французского мастера превратила его в провозвестника глобальной музыки будущего.



Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG