Ссылки для упрощенного доступа

Обострение ситуации на Ближнем Востоке


Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский .



Кирилл Кобрин : Последние две недели на Ближнем Востоке наблюдается обострение. Помимо вчерашнего нападения на еврейскую религиозную школу, можно вспомнить ракетные обстрелы израильской территории сектора Газа и ответную операцию Израиля, в ходе которой погибли более ста палестинцев, среди которых мирные жители. О последнем обострении ситуации на палестинских территориях и в Израиле мой коллега Андрей Шароградский побеседовал с московским востоковедом, профессором Ириной Звягельской.



Андрей Шароградский: Несмотря на вчерашнее убийство в центре Иерусалима, представители израильского правительства заявляют, что переговоры с палестинским лидером Махмудом Аббасом будут продолжены. Как вы считаете, действительно, это вчерашнее преступление не остановит мирный процесс?



Ирина Звягельская: Я полагаю, что израильтяне будут, с одной стороны, действительно, стремиться сохранить процесс переговоров, который был начат, но, с другой стороны, я вовсе не исключаю, что будет какой-то ответный удар по Газе, по ХАМАС, прежде всего, хотя, как известно, ответственность за этот теракт взяли на себя другие люди. Но это неважно. Вот под тем предлогом, что продолжается терроризм, идущий из Газы, я не исключаю, что израильтяне могут нанести ответный удар. В этом случае возникнет вопрос уже - а сможет ли Абу Мазен продолжать мирный процесс.



Андрей Шароградский: Не могли бы вы оценить положение Махмуда Аббаса, который сейчас осудил нападение в Иерусалиме. При этом мы знаем, что Палестинская автономия разделена. Насколько слабы или крепки его позиции сейчас, по вашей оценке?



Ирина Звягельская: По моему мнению, ситуация у Абу Мазена, Махмуда Аббаса, крайне сложная. Это объясняется следующими причинами. Дело не только в том, что есть явное разделение - идеологическое и территориальное - на Газу, управляемую ХАМАС, и на Западный берег. Но мне представляется, что вопрос для него стоит еще и в том, что он как президент отвечает за судьбу всего палестинского народа. Но реально получается так, что он ведет с Израилем переговоры о том, что будет на Западном берегу. Потому что он не может обещать, что какие-то серьезные реформы могут быть проведены в Газе, коль скоро он не имеет там сейчас поддержки. Реально там сидят совершенно другие люди. В той ситуации ему крайне сложно, собственно, выступать от лица всего палестинского народа, хотя, на самом деле, так оно и есть.


Второй момент, не менее важный. Если Израиль решит нанести ответный удар, что весьма вероятно, то ему будет еще труднее сохранять этот мирный процесс. Потому что как бы он не относился к террористам, удар по Газе, в результате которого могут быть и невинные жертвы, это страшная вещь, которую он поддержать никак не может.



Андрей Шароградский: То есть вы считаете, что если такой удар будет нанесен, то уже Махмуд Аббас объявит об одностороннем прекращении мирных переговоров?



Ирина Звягельская: Я думаю, что ему, во всяком случае, будет крайне сложно поддерживать мирный процесс. Все зависит от масштабов удара. Если это действительно будет масштабный удар, если действительно там будут жертвы, то ему будет крайне сложно этот мирный процесс сохранять. Но при том парадокс ситуации заключается в том, что Махмуд Аббас заинтересован в ослаблении ХАМАС.


Таким образом, если Израилю удастся его ослабить, что, в общем, весьма проблематично, то, в конечном итоге, это будет играть в ворота Махмуда Аббаса.



Андрей Шароградский: Совет Безопасности ООН вчера так и не смог принять резолюцию в связи с терактом в Иерусалиме. Как вы считаете, другие страны могут оказать реальное влияние на ситуацию, которая сейчас складывается на Ближнем Востоке?



Ирина Звягельская: Тот возобновленный мирный процесс, который сейчас идет пока, - это процесс, который был инициирован внешними силами. И хотя это задача и заслуга "квартета", но, в принципе, надо признать, что Соединенные Штаты, безусловно, играют основную роль. Так что, этот процесс вообще был инициирован внешними силами. Вопрос заключается в том - насколько внешние силы будут в состоянии его поддержать в условиях, когда происходят такие страшные вещи, дестабилизирующие всю ситуацию.



XS
SM
MD
LG