Ссылки для упрощенного доступа

Поляки и немцы напишут новую историю


Папа-немец вслед за папой-поляком призывает к прошению и покаянию. Бенедикт XVI в Освенциме. Май 2006 года
Папа-немец вслед за папой-поляком призывает к прошению и покаянию. Бенедикт XVI в Освенциме. Май 2006 года

Министерство образования Польши и министерство образования Германии намерены издать совместный учебник истории. По замыслу авторов, он должен охватить сотни лет общей истории двух стран. В польском министерстве образования сообщили, что работа над учебником должна начаться через три месяца и завершиться к 2012 году.


Историю польско-немецких отношений нельзя назвать простой, особенно когда речь идет об оценке одних и тех же исторических событий. В первую очередь это касается новейшей истории - Второй мировой войны и послевоенного передела европейских границ.


В 1965 году 35 польских католических епископов, в том числе тогдашний кардинал Стефан Вышинский и будущий папа римский, епископ Краковский Кароль Войтыла, обратились с посланием к немецким епископам, в котором содержалась ставшая символом польско-немецкого примирения фраза «…прощаем и просим простить нас». Католики обеих стран помирились, в определенной степени символично даже, что папой после поляка стал немец, но список взаимных претензий все же кардинально не сократился.


Берлин помог Варшаве вступить в НАТО и Европейский Союз, но одновременно в Германии стали громче раздаваться требования компенсаций за немецкую собственность в нынешней западной Польше, конфискованную после 1945 года. Напряжение в отношениях между двумя странами возникло и в связи со строительством нефтепровода в обход Польши, которое веду Россия и Германия. В Варшаве его даже сравнивают с пактом Молотова-Риббентропа.


Но, несмотря на это, у проекта по созданию совместного учебника хорошие перспективы. Так, в частности, считает представитель немецкого правительства профессор Гезина Шванн. Во время недавнего визита в Варшаву она заявила, что верит в этот проект: «Это необходимо делать вместе. Сначала, без ненужной спешки, очень обстоятельно определить разделы учебника, категории событий. По моему мнению, это очень важный и интересный проект. Я знаю, что, например, министр образования земли Бранденбург очень хочет помочь в его реализации. Кстати, уже есть очень интересные научные работы по истории, которые написаны в сотрудничестве польскими и немецкими историками. Учебник делается для школ, по нему будут учиться дети. Нужно очень аккуратно подходить к его написанию».


По словам Гезины Шванн, немецкая молодежь позитивно восприняла бы такой учебник. «По данным последних социологических исследований, которые были посвящены отношению к Польше, 65 процентов немцев заявили, что они с симпатией относятся к полякам, - говорит профессор. - До этого такого высокого показателя не было никогда. Одновременно около 60 процентов жителей Германии считают, что польско-немецкие отношения сейчас - не самые лучшие. Но, отмечу, что речь шла об отношениях политических, между правительствами, а не между людьми. Кроме того, чем моложе люди, тем больше у них симпатии к восточному соседу».


Польский профессор Владислав Бартошевский, бывший узник Освенцима, а затем министр иностранных дел Польши, которого называют «архитектором польско-немецкого примирения», также настроен оптимистично: «Ведь уже стало фактом близкое сотрудничество по историческим вопросам между Германией и Францией! Напомню, что еще до Второй мировой войны история отношений между этими странами была просто кровавой. Французы и немцы имели очень глубокие разногласия по целому ряду сложнейших вопросов. Потом французы оккупировали часть немецких земель. К счастью, человек устроен так, что многие вещи может если не до конца забыть - потому что нельзя взять и сказать, что «с сегодняшнего дня это не важно», «забудем давайте то или иное событие» - но хотя бы иначе на них посмотреть».


Совместный французско-немецкий учебник истории, изданный полтора года назад, разошелся тиражом в 70 тысяч экземпляров. Гезина Шванн однако считает, что автоматически переносить немецко-французский опыт на сотрудничество Германии и Польши в этом вопросе нельзя, резонно объясняя, что «нацистам не пришло в голову взорвать Лувр, потому что они знали что-то о нем, а вот Национальную библиотеку в Варшаве - сожгли без колебаний».


Совместные работы историков двух стран, в которых описаны польско-немецкие отношения в период с 1933 по 1949 год, в том числе и, например, варшавское восстание, положительно оценили в Польской академии наук и в немецком Центре исследований школьных учебников.


Тем временем в городах польского побережья Балтики - региона, который также исторически становился не раз предметом польско-немецких военно-политических споров, уже проходят уроки истории, где занятия проводят вместе учителя из Германии и Польши.


XS
SM
MD
LG