Ссылки для упрощенного доступа

Самые жестокие разгоны демонстраций и аресты оппозиционеров приходятся в Белоруссии на День Воли


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Карней.



Алексей Кузнецов: На этой неделе демократическая общественность Белоруссии отмечала День Воли - 90 лет со дня образования Белорусской Народной Республики. Однако праздничное шествие в центре Минска было жестоко подавлено спецназом: более ста человек задержано, многие из участников акции, включая журналистов, избиты.



Игорь Карней: Самые жестокие разгоны демонстраций и аресты оппозиционеров приходятся на День Воли. Именно 25 марта 2006 года был задержан экс-кандидат на президентских выборах Александр Козулин, впоследствии осужденный на 5,5 лет лишения свободы за «организацию массовых беспорядков». Нынешний год не стал исключением. Более ста демонстрантов задержаны во время юбилейного шествия в Минске вечером 25 марта. 26 человек приговорены к различным срокам административных арестов, три десятка будут выплачивать огромные штрафы. Многие при задержании жестоко избиты. Всю следующую ночь врачи 9-й клинической больницы Минска зашивали головы молодым людям, пострадавшим в стычках с экипированными бойцами спецназа.


Досталось и журналистам. Если сьемочная группа Национального литовского телевидения «отделалась» конфискацией видеоматериала и поломанной видеокамерой, то щуплому фотокорреспонденту старейшей белорусской газеты «Наша нива» Андрею Лянкевичу омоновские «переростки» едва не сломали нос.



Андрей Лянкевич: Я попал между двумя шеренгами спецназовцев, которые сходились, и просто не успел из ловушки выбраться. Фотографировал с одной стороны и не увидел, что они подошли сзади. Начал бежать вдоль строя, пытаясь найти «пробел» в шеренге. Обычно в таких случаях они выпускают, видя, что фотограф. Тем более, я кричал: «Пустите, пресса!» Ну, и меня «пригвоздили» к следующей шеренге омоновцев, и когда они соединились, там началась толкучка. Сам я уже мало что видел, был прижат к щитам, из-за них немного можно было увидеть.



Игорь Карней: Коллега Андрея Лянкевича, корреспондент «Нашей нивы» Семен Печенко побоев избежал, однако за «участие в несанкционированной акции» на 15 суток угодил за решетку. Суд не принял во внимание то, что Печенко, как и свидетельствовавшие на суде против него спецназовцы, исполнял свои профессиональные обязанности.


События следующих дней показали: скоро ни одного «неправильного» журналиста в Белоруссии просто не останется. 27 и 28 марта в Минске и регионах Белоруссии сотрудники Комитета госбезопасности провели обыски в редакциях независимых СМИ и в квартирах журналистов, сотрудничающих с зарубежными радиостанциями и телеканалами. Конфисковано большое количество компьютеров, звукозаписывающих устройств, литературы.


Заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец называет атаку на независимую прессу спланированной и тщательно отрежиссированной.



Андрей Бастунец: Это была продуманная акция Комитета государственной безопасности, направленная на уменьшение потока информации из Белоруссии. Поэтому пострадали прежде всего журналисты, которые сотрудничают с зарубежными СМИ. Ну, а то, что поводом придумали дело, которое было возбуждено еще несколько лет назад, а фигуранты дела давно уже не живут в Белоруссии, это лишний раз доказывает, насколько искусственная такая привязка. И это акция – еще своеобразный посыл западному сообществу, что Белоруссия может не только освобождать политзаключенных, но и стряпать новые уголовные дела.



Игорь Карней: Такие действия властей, по словам Андрея Бастунца, могут привести к тому, что журналисты будут вынуждены переходить к конспиративным, подпольным методам работы, что в итоге приведет к еще более чувствительному обострению внутриполитической обстановки в стране.


XS
SM
MD
LG