Ссылки для упрощенного доступа

Саммит НАТО проходит в одном из самых больших зданий в мире


Парламентский дворец в Бухаресте
Парламентский дворец в Бухаресте

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Владимир Ведрашко.

Андрей Шарый: Саммит НАТО проходит в одном из самых больших зданий в мире. Это так называемый Народный дворец или Парламентский дворец, его называют по-разному. Здание это циклопических размеров начали строить четверть века назад в Румынии во времена Чаушеску. Рядом со мной в студии мой коллега Владимир Ведрашко, международный обозреватель Радио Свобода, который в конце 80-х годов работал в Румынии и следил за тем, как в Бухаресте рождался этот гигантский социалистический проект.

Владимир, поделитесь воспоминаниями.

Владимир Ведрашко: Это был проспект в то время, на котором вечером даже нельзя было увидеть крысы. Десятки жилых домов были совершенно пустынны. По середине был бульвар, фонари все были потушены. И вот венчал этот проспект (он и сейчас его венчает, просто все наполнилось какой-то жизнью)...

Андрей Шарый: Там фонтанчики.

Владимир Ведрашко: Да. Венчал этот проспект Победы социализма вот этот огромный дворец, который тогда назывался Домом народа. Было предусмотрено, что там будут сосредоточены органы власти Румынии. В общем, в итоге так оно и получилось. Это по Книге рекордов Гиннесса второй дом в мире по своим размерам, после Пентагона. Общая площадь всех помещений составляет 330 тысяч квадратных метров в разделе "административные здания мира". В то же время оно находится, это здание, на третьем месте в мире по объему. На первом месте - ракетостроительный комплекс на мысе Канаверал, на втором месте - храм или пирамида Кетцелькоатль в Мексике.

Андрей Шарый: Что-то такое мертвенно-мраморное за этим всем стоит.

Владимир Ведрашко: На строительство дворца ушел 1 миллион кубометров мрамора, 1 тысяча тонн базальта и 3500 тонн хрусталя. При этом для любителей живой природы скажу, что внутри интерьеров дворца использовано 3,5 тысячи квадратных метров натуральной кожи.

Андрей Шарый: А что там было до проспекта Победы социализма и этого Народного дома?

Владимир Ведрашко: Это центральная часть Бухареста, которая была разрушена во время землетрясения 1977 года. Она сильно пострадала. Николае и Елена Чаушеску были в то время охвачены разными галломаническими проектами, идеями. Северная Корея для них много значила, с точки зрения эстетики архитектуры, культуры и социализма вообще. И вот Чаушеску объявил конкурс на строительство нового центра Бухареста. В конце 70-х годов был объявлен этот конкурс. Он продлился примерно 4 года. Его выиграла тогда 28-летняя архитектор Анка Петреску и, собственно, она и стала главным руководителем проекта. На площади 7 квадратных километров были снесены все дома, включая многие архитектурные памятники старинной архитектуры, в частности, монастырь, госпиталь и более современные, например, Республиканский стадион тоже там был.

Андрей Шарый: В нищей стране! Ведь есть нечего было!

Владимир Ведрашко: Да, есть было нечего, но, тем не менее, 40 тысяч человек были эвакуированы из этих кварталов. Там все было сметено с лица земли и, собственно, начали рыть котлован. Лет через 7-8 на месте этого котлована поднялись здания, которые я и застал - не освещались, нежилые, никакие. Здание это строили более 20 тысяч рабочих, стройка велась круглосуточно, 24 часа в сутки. Это, наверное, правда, если говорить о начальном периоде строительства. А вот в конца, когда уже полный упадок был, никто там ничего не строил. Там все разваливалось.

Андрей Шарый: Вот победная стройка социализма не удалась, и победа социализма, именем которой и был назван проспект, тоже не удалась. А потом пришла новая лучшая власть, и жизнь, теперь связанная с евроатлантическими интеграциями, все-таки проект был закончен.

Владимир Ведрашко: Проект был закончен. В нем праздновали торжественно 5-летие румынской революции в 1994 году. Здание довели до ума. И все, что там внутри есть - это, конечно, плод колоссальных усилий. Были какие-то предложения насчет того, чтобы все это смести с лица земли. Нет, румыны поступили достаточно разумно. И сейчас все это сооружение вместе многие называют одним из красивейших мест Бухареста, а само здание наполнено таким количеством ценностей и в такой тонкой обработке, что многие говорят о том, что именно здесь продолжены румынские национальные традиции. То есть из того, что Чаушеску замышлял каким-то одним образом, получилось совсем другое, но вполне пригодное. Метаморфоза произошла всего лишь за 20 лет, мне кажется, что она очень интересно соотносится вообще с метаморфозой политической, которая произошла в Румынии.

Андрей Шарый: Кто бы мог подумать тогда в 80-е годы, что саммит НАТО будет проходить в этом дворце?!

Владимир Ведрашко: Тогда на проспекте Победы социализма меня встретил однажды один попавшийся мне человек, который, оказывается, следил за мной очень давно для того, чтобы передать мне записку с адресом, по которому я бы мог поехать в какую-то отдаленную деревню и увидеть в каком состоянии находится то, что в Румынии называется "золотой эпохой Чаушеску". Помню вот этого одного пешехода на бульваре Победы социализма, который мне тайком вручил адресок.

Андрей Шарый : Специальный корреспондент Радио Свобода на саммите НАТО в Бухаресте Ирина Лагунина в прямом эфире программы. Я подозреваю, что как раз в этом здании. Не так ли Ирина? Если - да, то какое впечатление все это на вас производит?

Ирина Лагунина : Именно так, Андрей. Действительно, правда. Правда, я совсем не согласна с утверждением Владимира Ведрашко, что здание довели до ума после Николая Чаушеску. Потому что, откровенно говоря, я его до своего ума так довести и не могу. Это огромный монстр, по которому перемещаться можно только на каких-то средствах передвижения на ногах. Это выносить невозможно. Это километровые пространства, которые, в том числе и нам, журналистам, приходится пробегать каждый день вниз и вверх по лестницам. Лифтов нигде нет. Это страшно. Когда вы подъезжаете к этому зданию, когда вы выезжаете из одной из довольно узких, не характерных для Бухареста, улиц, и вдруг вы видите это пространство горизонта, занятое этой серой массой перед вашими глазами, и все остальное просто исчезает, это впечатление потрясающее. Откровенно говоря, я ничего и никогда в жизни подобного не видела.

Андрей Шарый : Ирина, ваша личная журналистская биография, как и Володина тоже обогатилась незабываемыми впечатлениями. Мне тоже доводилось видеть это здание. Я согласен с вами в оценках. Давайте теперь к серьезному. Что завтра на саммите?

Ирина Лагунина : Завтра, собственно, уже должен начаться официальный саммит, поскольку сегодня только торжественный обед - первый обед. Завтра, вероятно, будут приняты решения и по Украине и Грузии, хотя можно какой-то утечки ожидать и сегодня вечером. Самое главное, что завтра будет обсуждаться будущее миссии НАТО в Афганистане - кто, сколько войск и куда направит. Удастся ли уговорить Канаду не выводить войска? Потому что Канада сейчас угрожает, что выведет войска, если дополнительных войск других союзников не будет, хотя сегодня премьер-министр Канады заявил, что у него есть уверенность, что все-таки страны пошлют какие-то дополнительные войска, что не все должно ложиться на Канаду и Соединенные Штаты. Так что, завтра вот это будет главная тема, Андрей.

Андрей Шарый: Спасибо, Ирина.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG