Правозащитная организация «Международная амнистия» публикует сегодня ежегодный доклад о ситуации с правами человека в мире. По традиции, это событие приурочено к годовщине создания организации. В целом в докладе как обычно, анализируются основные проблемы в области прав человека, появившиеся или нерешенные за прошедший год. В нынешнем докладе досталось многим странам: Сербии - за призывы к уничтожению этнических албанцев после одностороннего провозглашения независимости Косова, Армении и Азербайджану - за зажим свободы слова, Белоруссии - за применение смертной казни. Некоторых из соседей России хвалят, например, Узбекистан - за отмену смертной казни с 1 января 2008 года.
Часто эксперты «Международной амнистии» упоминают и Россию в связи с ситуацией в Чечне, атаками на политическую оппозицию и давлением на неправительственные организации. Озабоченности экспертов перед публикацией доклада озвучивала руководитель организации Айрин Хан:
«В последние годы мы видели сползание России к авторитаризму. Происходило подавление политического инакомыслия, новые ограничения в виде законов были введены в отношении НПО, также мы наблюдали рост ксенофобских и расистских тенденций. И конечно, безнаказанность происходящего в Чечне вызывает у "Международной амнистии" большую озабоченность».
Российские коллеги Айрин Хан в целом согласны с тем, что она перечисляет в качестве основных провалов в области прав человека в России. В частности, глава правозащитного центра «Демос» Татьяна Локшина, находящаяся сейчас в Чечне, говорит, что некоторое налаживание мирной жизни в этой республике отнюдь не означает, что с правами человека там все нормально:
«Что касается ответственности за тяжкие преступления, за пытки, за похищения людей, за внесудебные казни, в данном случае никакого прогресса достигнуто не было. Более того, Европейский суд по правам человека принял уже 26 решений по ситуации в Чеченской республике, и во всех этих случаях суд всегда настаивает на одном - на том, что в России на национальном уровне подобные преступления не расследуются и даже злостно не расследуются, и в плане выполнения этих решений Российская Федерация должна обеспечить эффективное расследование как всех преступлений, которые были совершены ранее, то есть возобновить уголовные дела и расследовать их нормально, так и новых нарушений прав человека. Вот ни того, ни другого, к сожалению, не происходит. И то, что в Чеченской республике имеет место реконструкция, отнюдь не отменяет обязательств государства привести виновных к ответственности, тем более виновных в столь чудовищных преступлениях».
Есть и другие проблемы. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева уверена, что недостаток правосудия в России - это настоящая болезнь: «То, что у нас зависимая и коррумпированная судебная власть. Потому что если бы все у нас было так же плохо, как у нас уже есть, но при этом у нас был бы независимый, компетентный, неподкупный суд, мы бы очень быстро справились с большинством своих проблем. Я считаю это самым главным».
А председатель Комиссии при президенте России по содействию развитию гражданского общества Элла Памфилова уверена: без активности самих граждан никакие их права эффективно защищаться не будут:
«Пока очень низкий уровень, на мой взгляд, гражданского сознания, гражданского достоинства. Все, что у нас происходит, это только потому, что мы сами это позволяем, потому что общество... пока у него другие ценности, пока это недооценивается, из этого проистекают все остальные беды. Люди как-то плохо это понимают, приоритет - социальная защита, коррупция, безопасность, очень плохо связывают, почти не связывают это именно с отсутствием нормальной правовой системы, правового сознания, как у государственных мужей, так и вообще в самом обществе.
В принципе в последние годы, сложные, противоречивые, с процессом формирования класса собственников, с процессом улучшения какого-то экономического благосостояния постепенно формируется понимание необходимости формирования гражданских инициатив, гражданской ответственности, необходимости формирования нормальной системы защиты прав человека, когда бы не было вот этого тотального взаимоунижения всех и вся».
Между тем, если даже кто-то политически и граждански активен, как говорит Людмила Алексеева, у него почти нет шансов добиться справедливости в суде, и это только добавляет россиянам неверия в возможность защиты своих прав.