Саммит начался с того, что Дмитрий Медведев, а также премьер Словении (она сейчас председательствует в ЕС) Янез Янша, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана с улыбкой вышли на красивую большую сцену к журналистам.
Общение с журналистами длилось час. Вначале стороны выступили с изложением своих позиций по обсуждавшимся сегодня вопросам. В частности, Дмитрий Медведев предложил свое видение перспективного базового документа, который теперь предстоит обсуждать Москве и Брюсселю: «Будущее соглашение - инструмент реального сближения России и Евросоюза. Оно должно строиться на принципах равноправия, прагматизма, уважения интересов сторон и, естественно, общности подходов к ключевым проблемам безопасности. Отмечу, что оно призвано стать основой стратегического партнерства между Россией и Евросоюзом на длительную перспективу. Первый раунд переговоров состоится 4 июля в Брюсселе. А сегодня мы подтвердили, что наши позиции, согласованные еще в Сочи в мае 2006 года, остались прежними. Новое соглашение будет достаточно кратким, рамочным, без чрезмерной детализации. Акцент в нем будет сделан на стратегическом характере наших отношений. При этом документ будет дополнен системой так называемых секторальных соглашений».
Европейский взгляд на это вопрос отличается. ЕС настаивает на разработке детального и юридически обязывающего документа.
Некоторые из сделанных г-ном Медведевым оценок повторяют позиции, ранее озвученные на переговорах с Евросоюзом его предшественником Владимиром Путиным: «С нашей точки зрения очень тревожной тенденцией стало превращение евросолидарности в инструмент решения двусторонних проблем отдельных стран-членов Евросоюза. Нас по-прежнему беспокоит положение с правами наших соотечественников в Латвии и Эстонии, недопустимо мягкое отношение к попыткам героизации пособников нацистов, стремление переписать отдельные страницы истории Европы ХХ века. Мы это обсуждали и нашли здесь полное взаимопонимание. В целом настораживает тенденция и выборочного подхода к нашей общей истории. Здесь нельзя забывать, что благосостояние Европы, а порой и просто существование отдельных государств, стали возможными лишь благодаря огромным жертвам народов Советского Союза и других европейских народов. В этом смысле победа над фашизмом является нашим общим духовно-нравственным достоянием. Попытки осквернить память о ней и доброе имя воинов-освободителей категорически недопустимы».
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на это заметил, следующее: «Когда европейские страны отвергают тоталитаризм, в том числе советский тоталитаризмэто не значит, что мы выступаем против России. Это заявление в пользу демократии. И мы признаем тот вклад, который Россия (в то время Советский Союз) внесла в борьбу с нацизмом. Мы говорим сейчас об отношениях Евросоюза с современной Россией, и считаем, что Россия может разделять те же самые ценности, что важны и для ЕС - свобода и демократия».
Г-н Баррозу также отметил (я думаю, что это было ответом на призывы правозащитных организаций перед этим саммитом поднять на встрече вопрос о правах человека и свободе прессы), что «большее уважение к закону (то есть это то, о чем неоднократно говорил и сам президент Медведев - РС) поможет России и ЕС вести более конструктивный диалог в области прав человека и свободы прессы. Диалог в области прав человека и свободы прессы является важной частью таких встреч».
Из прочих проблемных вопросов на пресс-конференции была упомянут вопрос об американской системе ПРО, элементы которой могут быть размещены в Восточной Европе. Дмитрий Медведев указал, что «безопасность в нашем общем доме не может поддерживаться усилиями одного, даже самого состоятельного, хозяина».