Ссылки для упрощенного доступа

Роман Абрамович покинул пост губернатора Чукотки


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Арслан Саидов.



Александр Гостев: Миллиардер Роман Абрамович покинул пост губернатора Чукотки. Президент России Дмитрий Медведев принял отставку, о которой Абрамович попросил сам. Исполняющим обязанности губернатора назначен Роман Копин. Мой коллега Арслан Саидов попросил прокомментировать это событие руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева.



Александр Кынев: Роман Аркадьевич давно изъявлял желание покинуть пост губернатора. Как известно, он уже ставил вопрос о доверии перед предыдущим президентом России как минимум дважды, так что было совершенно очевидно, что при первой же возможности, как только она появится, Роман Аркадьевич покинет пост губернатора Чукотки. И было понятно, что он сохраняется на этом посту только благодаря просьбе высшего руководства страны в тот момент, поскольку было понятно, что основная нагрузка была в некотором смысле такой социальной платой что ли в виде заботы о конкретном регионе, и Роман Аркадьевич ее достаточно добросовестно в течение восьми лет исполнял.



Арслан Саидов: То есть вы все-таки считаете, что отставка Абрамовича связана именно с его нежеланием руководить регионом, а не с намерением нового президента России изменить персональный состав руководства регионов, и говорить о том, что это начало каких-то масштабных перестановок, нет оснований?



Александр Кынев: Я думаю, что нет оснований. Случай Абрамовича очень резко отличается от ситуации в губернаторском корпусе в целом. То есть если для очень многих чиновников, которые руководят регионами, пост губернатора - это венец политической карьеры, и они всеми силами стараются сохранить свой пост, даже тогда, когда этого не хочет ни население региона, ни региональная элита, то случай Абрамовича - это случай совсем другой, и в этом смысле он других регионов мало касается. Может быть, здесь симптоматично то, что президент Медведев не стал настаивать, так же как президент Путин, на том, чтобы Абрамович остался. В некотором смысле это такой все-таки более демократичный подход, когда человека не принуждают работать на посту губернатора, когда он этого сам не очень хочет. То есть в этом смысле у нас же ситуация возникает парадоксальная: в одних регионах держат губернатора, который не хочет работать губернатором, в других регионах держат губернаторов, против которых активно выступает местное население. И то и другое не очень нормально и не совсем соответствует демократическим нормам.



Арслан Саидов: Вы сказали, что для Абрамовича губернаторство - это была некая социальная нагрузка. Можно ли говорить, что он выполнил все свои обязательства, расплатился по долгам с обществом, с российской властью, и его теперь отпускают с миром? Или у него теперь появится другая социальная нагрузка?



Александр Кынев: Мы не знаем с вами всех тех объемов обязательств, которые были даны перед кем бы то ни было со стороны Романа Абрамовича. Я думаю, что это фактор не публичный, поэтому в данном случае оценивать непубличное очень сложно. Что касается бизнеса, то, в общем, известно, что основные интересы Романа Абрамовича достаточно давно находятся вне пределов Российской Федерации. Поэтому в данном вопросе будут ли какие-то новые социальные проекты или новая социальная ответственность поставлена перед бывшим чукотским губернатором, я думаю, скорее всего, что-то подобное произойдет. Вряд ли это будет настолько финансово затратно, как это было в случае с Чукоткой. Более того, я думаю, что и на Чукотке, несомненно, многие проекты, которые были начаты при Абрамовиче, будут продолжаться, потому что они не могут быть свернуты. То есть это будет удар и по имиджу, и по престижу, и по репутации бывшего губернатора.



Арслан Саидов: Кстати, новым губернатором назначен Копин Роман Валентинович, он уроженец Костромы, о нем мало что известно работал в Костроме, в местном банке "СБС-Агро" и в последние годы как раз работал на Чукотке. Не говорит ли это о том, что, в принципе, за спиной Романа Копина все равно остается Абрамович?



Александр Кынев: Я думаю, что говорит, конечно. Вряд ли курировать реализацию достаточно финансово емких, затратных проектов в регионе бывший губернатор доверил бы человеку, который так или иначе с ним не связан и не вызывает у него какое-то определенное доверие, что эти проекты будут достаточно эффективно реализованы. Поэтому, я думаю, в любом случае этот фактор учитывался, и это не тот случай, когда мы имеем сценарий конфронтации. Отношения между чукотским губернатором и высшим руководством страны всегда были тесными, всегда были достаточно теплыми, и несомненно, что его уход в данном случае был соблюден наверняка с учетом интересов обеих сторон.



Арслан Саидов: Есть расхожее мнение, что Роман Абрамович практически все последнее десятилетие содержал на свои деньги целый российский регион - Чукотку. Как вы думаете, это преувеличение или это действительно так?



Александр Кынев: Сказать, что он содержал целиком, наверное, было бы не совсем верно, все-таки там достаточно существенная бюджетная сфера существует. Но вообще многие регионы Крайнего Севера - это регионы, где существенная часть населения - это люди, занятые в таких организациях и учреждениях, как здравоохранение, образование, просто какие-то чиновничьи организации. Поэтому они получают зарплату из госбюджета. Другое дело, что многие инфраструктурные проекты, связанные с содержанием коммунального хозяйства, дорог, связью, снабжением и так далее, они, конечно, крайне затратны. Потом, существуют всевозможные надбавки, всевозможные какие-то социальные проекты, помимо того госфинансирования, которое существует. Поэтому, конечно, объем вклада Романа Абрамовича и возглавляемых им структур в улучшение экономической ситуации на Чукотке все эти годы был огромен. И могу сказать, что по тем регионам Дальнего Востока, граничащим с Чукотской областью, по которым мне доводилось принимать участие в различных исследовательских проектах, Чукотка воспринималась как регион для подражания. На них смотрели с завистью и в Магадане, и в Корякии. То есть на фоне Чукотки соседние регионы за последние 8 лет явно ощущали себя в некотором смысле брошенными. Потому что, конечно, у них не было ни таких ресурсов, ни таких средств для реализации ни социальных, ни инфраструктурных проектов.


XS
SM
MD
LG