Ссылки для упрощенного доступа

Истории Западе и Востока. Закон о курение в общественных местах в Голландии


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко .



Олег Винокуров: С 1 июля этого года Голландия присоединилась к числу стран, в которых курение в общественных местах полностью запрещено.



Софья Корниенко: Каких-то 30 лет назад хорошая сигарета, а тем более – трубка или сигара, символизировали социальный статус. Человек с сигаретой воспринимался как человек независимый, стильный. Могла ли наука того времени предположить, что смертельную угрозу для общества представляет не марихуана (которая, согласно результатам последних исследований, физической зависимости как раз не вызывает), а табак – по прогнозу Всемирной организации здравоохранения, к 2030 году убийца номер один в мире. Голландский пневмонолог доктор Ван Воорст Вадер одним из первых еще в конце пятидесятых годов предупреждал о вреде курения табака. В то время в Нидерландах курили до 80 процентов мужчин, курение среди женщин было распространено гораздо меньше, что позволило Ван Воорст Вадеру использовать прекрасную половину населения страны как контрольную группу в своем исследовании.



Ван Воорст Вадер : Смертность среди мужчин в Голландии была в то время на 80 процентов выше, чем среди женщин. Мы были нацией вдов.



Софья Корниенко : Рассказал Ван Воорст Вадер в интервью телепрограмме «Нетверк». Однако коллеги-пневмонологи, многие из которых, кстати, скончались от связанных с курением болезней, тогда, в пятидесятые, не восприняли предупреждения Ван Воорст Вадера всерьез. Сегодня, по результатам последних соцопросов, большинство голландцев приветствуют запрет на курение в общественных местах. Среди молодежи до 19 лет запрет поддержали три четверти опрошенных. Однако некоторые представители старшего поколения жалуются на то, что правительство «цацкается» с населением, как с малыми детьми, рассказал в интервью Международному нидерландскому радио Том Вюртс из Ассоциации в защиту прав курильщиков Stichting Rokers Belangen .



Том Вюртс : Новый закон – прямой шаг в сторону превращения страны в тоталитарное государство, где правительство решает, что для нас хорошо, а что плохо. Если бы спрос на кафе, где курение полностью запрещено, существовал на самом деле, такие кафе уже давно появились бы. Если бы на самом деле существовала эта ниша на рынке, ее давно бы уже заняли. Но это нововведение не было результатом естественного развития, нам его навязали – вот в чем проблема. Конечно, мы не первые, подобный закон уже работает в Бельгии, в Великобритании. Что мы наблюдаем в этих странах? Что он ударил прежде всего по маленьким традиционным пивных барам.



Софья Корниенко : Критики запрета считают, что он приведет к исчезновению уникальной голландской традиции «коричневых кафе», насчитывающей уже несколько сотен лет. Владельцы коричневых кафе, 90 процентов посетителей которых курят, в настоящее время пытаются отстоять свои права в судах по всей стране.



Работник коричневого кафе : Коричневое кафе – это, традиционно, продолжение жилого дома, где люди разговаривают, выпивают и курят. Изначально стены в помещении кафе – белые, однако за несколько десятков лет на стенах скапливается никотиновый налет, отчего они и становятся коричневыми. Это кафе принадлежит одной семье уже 80 лет. Раньше каждое поколение, получив кафе по наследству, оклеивало его свежими белыми обоями, но последние хозяева не стали этого делать, так как боялись, что кафе уже никогда не приобретет нужный коричневый оттенок. И оказались правы. Ведь никотиновый налет должен быть настоящим!



Софья Корниенко: Лизбет ван Хеннип – директор экспертного центра по борьбе с табакозависимостью.



Лизбет ван Хеннип : Новый закон допускает оборудование в кафе отдельных, изолированных курительных комнат, в которых не будет производиться обслуживание (чтобы не подвергать риску работников кафе – С.К.). Трудность заключается в том, что табачный дым – очень сложное по составу вещество, в котором насчитывается до четырех тысяч химических соединений, из них пятьдесят – канцерогенные, а многие остальные – просто ядовитые. Порог безопасности при контакте с табачным дымом не установлен, полностью избавиться от дыма не удается даже в помещениях с хорошей вентиляцией.



Софья Корниенко : По словам Лизбет ван Хеннип, речь идет не о том, чтобы заставить голландцев бросить курить, а о том, чтобы помочь некурящим жителям страны избежать пассивного курения. Так в Италии число связанных с пассивным курением инфарктов после введения запрета на курение в ресторанах снизилось на 10 процентов.


Однако не лицемерно ли говорить о запрете на курение в Голландии, госбюджет которой получает 2 миллиарда евро в год благодаря акцизам на табак?



Лизбет ван Хеннип : Мы приветствуем высокие акцизы на табак. Пока сигареты – дорогой продукт, они остаются недоступны детям. Помимо этого, государству приходится немало тратиться на курильщиков. Только на затраты, связанные с медицинской помощью и лечением связанных с курением болезней в год из госбюджета уходит около 2 миллиардов евро – то есть столько же, сколько приносят акцизы. А ведь есть еще и социальные траты. Так, например, курильщики меньше времени проводят на рабочем месте. Чем здоровее общество, тем экономически эффективнее, люди в нем дольше не уходят на пенсию и продуктивнее используют время на работе.



Софья Корниенко : А теперь жители и гости страны будут, без сомнения, эффективнее использовать время и в голландских кофешопах. Хозяева этих заведений теперь следят, чтобы посетители не разбавляли травку табаком.



Владелец кофешопа : С одной стороны, как-то глупо вводить запрет на курение в кофешопе, который по сути своей – курильня. Но с другой стороны, количество желающих просто зайти и приобрести у нас джойнтик не уменьшится!


XS
SM
MD
LG