Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.
Михаил Саленков: Сегодня исполняется 70 лет Вахтангу Кикабидзе, киноактеру, эстрадному певцу, сценаристу и режиссеру. Народной артист Грузии, лауреат государственный премий СССР и нескольких международных музыкальных конкурсов и кинофестивалей, Кикабидзе стал народным любимцев, создав образ летчика Мимино в фильме Георгия Данелии. 20 лет Вахтанг Кикабидзе руководил популярным ансамблем «Орэро».
Звучит песня: «Тополя, тополя, в город мой влюбленные…»
Елена Фанайлова: Эта песня, исполняемая ансамблем «Орэро», была в Советском Союзе одной из самых любимых, как и «Тбилисо». Но славу певца Вахтанга Кикабидзе затмила всенародная слава киноактера в роли летчика Мимино. Говорит главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.
Даниил Дондурей: Вахтанг Кикабидзе, думаю, на взгляд многих миллионов, если не десятков миллионов людей, советских, да и постсоветских, представлял собой образ идеального грузина, человека веселого, бесшабашного, поющего, щедрого, немножко глуповатого, всегда отзывчивого. Тот самый летчик, на самолете которого каждый гражданин советской России готов был ехать в деревню, в какой-то маленький городок, тащить туда подарки, барана, две бутыли с вином. Вот такого человека, который и самолеты водит, и тут же в пляс пойдет, и мандарином угостит, и смеяться ты будешь все время, потому что ты будешь рассказывать какие-то невероятные истории. Идеальный тип – «дяденька Мимино». Сегодня, конечно, такой тип был бы практически невозможен, а в то время всю любовь к мандаринам, грузинскому кино, поэзии, театрам – все это воплощалось в образе Вахтанга Кикабидзе. Я думаю, это будет последний грузин в том смысле, что это последний идеальный тип.
Елена Фанайлова: О Вахтанге Кикабидзе в день его 70-летия говорит режиссер Юлий Гусман, уроженец Баку.
Юлий Гусман: Хотя он первый, в общем, написал, что «мои года – мое богатство», я-то помню первый вокальный ансамбль «Орэро», где Буба был, может быть, и самым главным запевалой, но уж точно самым главным артистом. Его 38-зубая или 44-зубая улыбка и горящие, огненные глаза запомнились на всю жизнь. В эти глаза поверил великий режиссер Георгий Данелия, и началась карьера в самом прекрасном смысле этого слова настоящего народного артиста Вахтанга Кикабидзе. Он стал легендой не только грузинского, не только российского, но я думаю, что всего нашего навсегда советского любимого кино. Но самое поразительное, что в этих как бы веселых комедиях Георгия Данелии скрывался большой урок, который мы усвоили плохо, - урок интернационализма, дружбы народов. Эти слова непопулярны, их сейчас даже трудно выговаривать. Мне лично и нам всем очень не хватает не только белозубой улыбки Бубы, не только Фрунзика Мкртчяна, мне не хватает всего того, что называлось нашим многонациональным искусством. И мы могли бы этого не терять, если бы относились к нашим братьям, к нашим соседям, ныне независимым странам, с любовью, которой они достойны. И конечно, когда я думаю о Грузии, я вспоминаю сразу Вахтанга.
Елена Фанайлова: Вместе с режиссером Юлием Гусманом и хором «Рустави» многие лета Вахтангу Кикабидзе!
Звучит песня: «Этот мир так устроен: вслед за ночью день наступает. То, что вражда разрушала, то строила любовь. Многие лета…»