Ссылки для упрощенного доступа

На чем основана беспрецедентная популярность Уго Чавеса


Президент Венесуэлы Уго Чавес. Декабрь 2007

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Гостев.

Андрей Шарый : В последние годы Уго Чавес – это самый известный в мире латиноамериканский политик, может быть, если не считать кубинского лидера, ветерана Фиделя Кастро. На чем основана беспрецедентная популярность Чавеса? Почему именно он стал поп-иконой левой политики в мире? На эти темы я беседовал с моим коллегой Александром Гостевым, обозревателем Радио Свобода и специалистом по Латинской Америке.

В странах Латинской Америки сейчас довольно много национальных лидеров, которые придерживаются левых политических убеждений. Чем среди них замечателен Уго Чавес?

Александр Гостев : Он обладает какими-то такими очень харизматичными чертами, которые выделяют его среди основных – красная рубаха, красный берет, то, что он военный, то, что он из самой простой крестьянской семьи, в основном, индеец, но с примесью африканской крови. Самое главное – умение долго, ярко и красиво помногу часов говорить с народом на его языке.

Андрей Шарый : Но есть и левые президенты-крестьяне, и левые президенты, бывшие десантники, и есть президенты, которые умеют говорить часами – и Фидель Кастро, и Эва Моралес.

Александр Гостев : Те, кого вы перечислили… Ну, Фидель Кастро, конечно, остается идейным лидером левого движения на Кубе, но он очень старый. Эва Моралес – ну, он совсем уж простой крестьянский рубаха-парень. Уго Чавес – это человек, который, в общем, умеет на равных поддерживать диалог с мировыми лидерами. Он человек, который действительно пользуется очень большой поддержкой определенной части венесуэльского народа, в первую очередь, армии. Модный антиамериканизм набирает обороты. В Латинской Америке это во многом произошло потому, что в последние лет 10 Соединенные Штаты как-то совершенно упустили этот регион из сферы своего внимания и влияния. Последнее большое турне президента США Джорджа Буша по Латинской Америке это очень наглядно показало, потому что практически все лидеры (консервативные, демократические, с которыми Джордж Буш встречался, говорили ему одно и то же – почему вы про нас забыли?

Поскольку традиции в государствах Латинской Америки существуют антисевероамериканские ровно столько же, сколько существуют сами эти государства, Уго Чавес не мог не появиться. Учитывая его такое очень заметное, бросающееся в глаза такое сладострастное влечение к власти, любовь к власти, естественно, его фигура притягивает внимание.

Андрей Шарый : Известно, что Чавес не скрывает своего намерения сколотить даже на латиноамериканский, а всемирный левый фронт в борьбе против Соединенных Штатов. Есть ли под этой идеей какие-то реальные основания, или это только броская фраза?

Александр Гостев : То, что он сам называет «ось добра», в противовес термину «ось зла», придуманному Белым домом, Чавес сам в это верит. Есть ли какие-то основания думать, что эта ось будет существовать, уж больно одиозные фигуры могут стать какими-то звеньями этой цепи или оси. Но Чавес в это верит, потому что он человек очень убежденный в своих социалистических, или даже троцкистских идеях. Не забывайте, что Чавес сам себя, наверное, за многие годы первый лидер государства, во всяком случае, избранный лидер государства на выборах, называет себя троцкистом. Троцкизм – это идея всемирной перманентной революции.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG