Ссылки для упрощенного доступа

Российские правозащитники возмущены заявлением властей Южной Осетии о том, что они не пустят обратно грузинских беженцев


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.



Кирилл Кобрин : Власти Южной Осетии не пустят обратно грузинских беженцев, которые покинули свои села в зоне грузино-осетинского конфликта. Об этом сообщил президент непризнанной республики Эдуард Кокойты газете «КоммерсантЪ». Как пояснил Кокойты, он не может допустить, чтобы грузины вернулись в Южную Осетию, потому что опасается, что они начнут стрелять по осетинам. Глава Форума переселенческих организаций Лидия Графова в интервью Радио Свобода сказала, что в мире не существует ни одной юридической нормы, запрещающей беженцам вернуться в свои дома. С Лидией Графовой побеседовала корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Лидия Графова : Возмутительное заявление! И никаких тут особых юридических законов не может быть, потому что то, что у каждого человека его дом есть и что каждый человек имеет право вернуться в свой дом, это, простите, закон не от людей, а от Бога. И это заявление вызывает просто огромную тревогу за судьбу людей, которые... все-таки кто-то, наверное, вернется. Как же им там, грузинам, будет жить трудно, существовать под таким недружелюбием властей! Я считаю, что сейчас совершенно необходимо вмешаться руководству России и прореагировать на это заявление, потому что да, действительно много беженцев в Северной Осетии, но, простите, давайте вспомним, сколько грузин в свое время были изгнаны из Абхазии? Так что же теперь мы будем делать? Если на самом деле так ставить вопрос, Россия, получается, защищала не права людей, а что, земли, просто земли защищала? Пустые деревни грузинские это что? Это же просто огромный позор для той акции российской, которая называется миротворческой.



Любовь Чижова : Лидия Ивановна, российское руководство в последние дни очень часто употребляет слово "геноцид", когда говорит о действиях грузинского руководства в отношении южных осетин. А вот такие вещи можно ли приравнять чисто юридически к геноциду или нет все-таки?



Лидия Графова : Мы очень легко бросаемся этим словом. Насколько мне известно, слово "геноцид" можно употреблять только после международных судов. А что касается грузинских беженцев, то давайте вообще доведем эту ситуацию до такого ее абсурдного завершения. Грузия имеет право вернуть грузин, жителей Южной Осетии, в их родные, собственные дома, что, на танках и бронемашинах? Мы что, так теперь будем решать эти споры? Это возмутительное заявление. И простите, если уж говорить о геноциде, то то, что сейчас провозглашает непризнанная республика, это тоже можно назвать любым самым бранным словом.



Любовь Чижова : Что говорит международная практика, что говорит международное законодательство, что нужно делать в таких случаях?



Лидия Графова : Все это должно решаться на спокойном уровне договорном между странами. Существует управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. И возвращение беженцев в свои родные дома - это главная миссия ВКБ ООН. Это просто закон века, закон тысячелетия: должны люди возвращаться туда, где они жили. Беженец - это уже национальность, она единая для всех, независимо от того, что в паспорте написано. Надо защищать всеми силами. И, конечно, просто я с нетерпением жду какой-то реакции российского руководства. Но это заявление возмутительное! И я повторяю, что здесь не имеет смысла об этом даже много говорить, нужно требовать от российского руководства немедленно осадить президента непризнанной республики. Потому что слово "геноцид" пошло в ход, так что, он хочет его оправдать собственными действиями, это слово?



XS
SM
MD
LG