Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. "Гид турецких вин"


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Стамбуле Елена Солнцева.



Сергей Тарасов: В Турции в этом году был впервые опубликован «Гид турецких вин» на английском языке. Журналистка Шейла Ергенекон обратилась к истории турецких вин, систематизировала и описала местный винный рынок. Автор считает, что Турция может похвастаться винами не худшего качества, чем в Европе.



Елена Солнцева: В конце трудовой недели, как и в большинстве европейских городов, в стамбульских «мейханах», винных погребках, собираются веселые шумные компании. Под звон бокалов раздаются тосты за здоровье друзей и близких. Заказывают в основном недорогое молодое местное вино, например, терпкую «Тракию» или сладковатую «Ангору» - это старинное название Анкары. Случается, любители винных застолий расходятся уже под утро. Словно в знак протеста против «сухого закона», предписанного каждому из мусульман, шаткой, нетвердой походкой отправляются домой.


Такая привычная для современного Стамбула картинка вовсе не характерна для сельских районов, где все еще живут по старинке, пьют мало, редко, и, следуя исламским традициям, даже на свадебный стол ставят лишь кока- колу, лимонад и шербет. Хозяин винного ресторана Ахмет .



Ахмет : Употребление вина в Турции все еще остается на низком уровне, около полутора литров на человека в год. Люди мало знают о марках и крепости вин. Хотя в Турции растет более шестисот сортов винограда. Всем известны «Мерло», «Каберне совиньон», «Шардоне», из которых делают вина по европейским стандартам. А многие сорта неизвестны европейцам. Думаю, виноваты их замысловатые названия: «Семильон», «Япынджак», «Джинсаут» и «Папазкырасы», означающий «поповская жена», - это очень старый сорт, сохранившийся со времен Византийской империи.



Елена Солнцева: Как сказано в Ветхом Завете, первую виноградную лозу у подножья горы Арарат, на самом востоке современной Турции, посадил библейский Ной после всемирного Потопа. Жившие некогда в Малой Азии хетты, лидийцы и римляне в свое время поставили производство вина на поток. Винные караваны отсюда отправлялись в самые дальние уголки Европы. Потом древнюю традицию уничтожил «сухой закон», принятый в исламской религии. После взятия турками Константинополя большую часть виноградников сожгли. В Анатолии, центральной Турции, сохранили лишь пару виноделен для надобностей султанской кухни. В дни, свободные от религиозных постов, сам султан был не прочь побаловаться виноградным вином, в то время как в империи действовали предписания, запрещающие мусульманам употреблять «дьявольское зелье».


Нынешние жители Анатолии, как и их предки, сохранили стойкую антипатию к вину. Турецкие СМИ не раз сообщали о «винных бунтах» - восстаниях анатолийских крестьян, которые выкорчевывали виноградники и громили винные заводы. Исключение составила область Каппадоккия, где виноделие много веков остается главным и единственным источником дохода для местных крестьян. Фермер Айдын не первый год занимается иноделием.



Айдын: Вина Кападоккии славятся на всю страну. Мелкие фермеры для этого выкорчевывают виноградники неперспективных сортов и сажают европейские лозы. Недавно группа крестьян, которая раньше занималась разведением сахарной свеклы, создала винодельческий сельхозкооператив. Они планируют восстановить заброшенные виноградники, для чего Евросоюз выделил им более миллиона евро.



Елена Солнцева: На винной ярмарке в Лондоне в мае этого года настоящий фурор произвели никому не известные марки турецких вин «Каледжик» и «Богазкере». Авторами оказались турецкие виноделы, хозяева небольшой винной фабрики в окрестностях Измира. Смело экспериментируя с купажом, винные энтузиасты создали довольно необычный букет, который по заслугам оценили международные эксперты. По мнению одного из лондонских изданий, вино словно впитало в себя летний зной, запах трав и свежий ветер Эгейского моря. Воодушевленные таким успехом и солидными контрактами на поставку этого вина в Европу, турецкие виноделы предложили организовать специальные туры для иностранных журналистов, которые могли бы ознакомиться с таинственным миром турецкого вина, увидеть местные виноградники и оценить вкус местных вин.


По словам редактора молодежного интернет-сайта Айше Арман, необходимо выстроить «винную политику» на государственном уровне.



Айше Арман: Во Франции издавна действовали винные общества, которые пропагандировали культуру пития, эту традицию успешно подхватили в Австралии, Чили и Болгарии, где производят недорогое столовое вино. Однако Турция так и осталась позади, несмотря на то, что является одним из самых больших производителей винограда в мире.



Елена Солнцева: Сегодня мнения экспертов относительно будущего винной культуры в Турции не слишком оптимистичны. «Непьющее» исламистское правительство вряд ли будет способствовать развитию виноделия в стране и снимать искусственные препятствия для процветания отрасли. Ежегодно увеличиваются высокие налоги на вино. Закрываются рестораны, где можно употреблять спиртные напитки. Вот и вышедший недавно «Гид турецкого вина» кто-то из критиков уже назвал незаметной щепкой в море враждебности и безразличия…


XS
SM
MD
LG