Ссылки для упрощенного доступа

От прав грузинского населения отгородились буферной зоной


Один из первых обменов пленными. Грузинские солдаты возвращаются в Тбилиси
Один из первых обменов пленными. Грузинские солдаты возвращаются в Тбилиси

Правозащитники, активисты гражданских организаций, работающие в зоне военного конфликта на Кавказе, регистрируют многочисленные факты нарушения прав человека. Позиция российских властей, контролирующих территорию Южной Осетии, по мнению правозащитников, не способствует эффективному предотвращению фактов мародерства и насильственного выселения жителей из грузинских сел. Как сообщила Радио Свобода представитель международной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина, работавшая в Южной Осетии, правозащитники намерены добиваться от руководства России наказания виновных.


Human Rights Watch смог проинтервьюировать людей, которые находились в заключении, среди заложников или были задержаны в Южной Осетии осетинскими ополченцами, рассказала Татьяна Локшина. «В целом ряде случаев нам удалось задокументировать применение пыток и негуманного, унижающего человеческое достоинство обращения. И мы призываем российские власти сосредоточиться на этой проблеме, потому что у Российской Федерации в данный момент есть эффективный контроль над территорией, о которой идет речь». По словам Локшиной, удалось проинтервьюировать также и несколько человек, которые были задержаны в Осетии грузинскими военнослужащими, увезены в Грузию и содержались там против своей воли; всех этих людей на данный момент уже отпустили. «Мы в двух случаях, по крайней мере, слышали о том, что к этим задержанным в Грузии применялись недозволенные методы обращения, - продолжает Татьяна Локшина. - Речь не идет в данном случае о пытках как таковых, но люди жаловались на избиения, люди жаловались на то, что им не предоставляли адекватного питания. В изоляторе временного содержания при МВД Южной Осетии содержалось более сотни гражданских лиц из Грузии. Мы знаем, что этих людей содержали просто в нечеловеческих условиях, то есть в одном помещении крохотном все вместе, их фактически не кормили, их заставляли работать, они убирали улицы, мужчины помоложе занимались захоронением трупов грузинских военнослужащих. Конечно, здесь нужно принять во внимание, что в тот период августа 2008 года в городе Цхинвали в принципе не было никаких условий, не было электричества, не было воды, не было еды, мы в это время и сами работали в Цхинвали, то есть мы понимаем, с какими именно вызовами сталкивались местные власти и что это само по себе тоже могло отразиться на условиях, в которых содержались задержанные. Но, с другой стороны, у властей не было никакого права задерживать гражданских лиц и в ситуации, когда люди оказались задержаны, власти были обязаны обеспечить приемлемые условия содержания».


«Нас крайне беспокоит ситуация, - говорит правозащитница, - в так называемой буферной зоне, собственно, в Грузии, куда грузинская полиция не имеет доступа и не может обеспечивать порядок и куда регулярно попадают южноосетинские ополченцы, преследуют местных жителей и жгут дома. И российские войска никоим образом не пытаются обеспечить безопасность гражданского населения и безопасность собственности гражданского населения в буферной зоне. Также в грузинских анклавных селах на территории Южной Осетии мы вот уже больше месяца наблюдаем систематическое сожжение домов населения. Люди оттуда вышли, вышли в основном перед началом активных боевых действий, но самые старые, самые беспомощные все же остались. И вот в течение всего этого периода после активных боевых действий их постепенно оттуда эвакуировал Красный Крест, какое-то содействие в этом отношении оказало российское министерство по чрезвычайным ситуациям, но эвакуированы далеко не все желающие уехать. Гореть эти села Южной Осетии начали сразу по окончании боевых действий. Мы смогли задокументировать происходящее и 13 августа, по крайней мере, в северном анклаве, в Южной Осетии, недалеко от Цхинвали, российские военнослужащие поставили блокпосты и перестали пускать в эти села осетинских ополченцев, перестали пускать туда мародеров. В течение нескольких дней прямо на наших глазах ситуация улучшалась, но потом где-то в течение недели посты сняли и все вернулось на круги своя и села продолжили гореть».


XS
SM
MD
LG