Ссылки для упрощенного доступа

Резолюция ПАСЕ по ситуации в Грузии


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие депутат парламента Грузии Георгий Таргамадзе и корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе.



Дмитрий Волчек: Парламентская Ассамблея Совета Европы на этой неделе обсуждала конфликт между Россией и Грузией. Прения шли очень бурно. Вот фрагмент дискуссии, выступает депутат парламента Грузии Георгий Таргамадзе.



Георгий Таргамадзе: Россия провоцировала Грузию десятилетиями, и результатами этих провокаций и агрессии стали потери Грузии части своих территорий и гибель тысяч людей. Более ста тысяч людей стали вынужденно перемещенными лицами. В мятежных регионах грузины подвергались этническим чисткам. Ясно, что должно состояться независимое расследований событий 7 августа. Но некоторые вещи ясны и до всякого расследования. И Совет Европы несколько раз упоминал их в своих докладах. Первое: одна страна, член Совета Европы, оккупировала другую страну из той же организации. Второе: произошли этнические чистки грузинского населения. И третье: Россия нарушила международное право и в одностороннем порядке признала независимость Абхазии и Южной Осетии.



Дмитрий Волчек: В результате прений была принята резолюция, в которой осуждается война, а ответственность за нее возлагается на обе стороны. При этом указывается, что обстрел Цхинвали грузинскими войсками является нарушением международного права, равно как и российский контрудар, который привел к оккупации значительной части территории Грузии. Ассамблея призвала Россию аннулировать признание независимости Южной Осетии и Абхазии. О том, как в Грузии восприняли резолюцию ПАСЕ и о других событиях недели рассказывает Георгий Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе: Бурная дискуссия на пленарном заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы вызвала в Тбилиси огромный интерес.


Итоговая резолюция считается «дипломатической победой» Грузии, ведь в ней России вменяется в обязанность (так, по крайней мере, интерпретируют положения документа грузинские политики и эксперты) отменить своё решение о признании Абхазии и Южной Осетии.


Тем не менее, зам министра иностранных дел, один из ближайших соратников Михаила Саакашвили, Гига Бокерия заявил журналистам, что хотя Москва, конечно же, не отменит своего решения, но вердикт Европейского Союза приведёт её к изоляции.


С 1-го октября, около 300 наблюдателей Европейского Союза приступили к патрулированию в буферных зонах, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии. Эти зоны установлены волевым решением российских военных в ходе вооружённой фазы российско-грузинского конфликта и углубляются в собственно Грузинскую территорию на десятки километров.


Согласно договоренностям Саркози–Медведева, в этих зонах – вне территории Абхазии и Южной Осетии – европейские наблюдатели к 10-му октября должны полностью заменить российских военнослужащих. Если, конечно, этому не помешает страшный теракт, произошедший в Цхинвали, где в результате взрыва машины начинённой тротилом, у военного штаба, погибли семь военнослужащих и несколько местных жителей.


В первый день патрулирования российские военные не пустили наблюдателей в некоторые районы зоны безопасности – особенно на западе страны – ссылаясь как раз на то, что у них есть время до десятого числа.


На текущей неделе руководитель «Фонда демократического развития» Нино Бурджанадзе, которая до недавнего времени занимала пост председателя парламента и считалась ближайшей соратницей Михаила Саакашвили, опубликовала во всех тбилисских газетах (причём на правах рекламы, то есть за определённую плату) список вопросов, на которые, по её мнению, власти страны и, в первую очередь, президент Саакашвили, обязаны ответить после войны.


Тональность вопросов и их смысл наглядно свидетельствуют о позиции самой Нино Бурджанадзе относительно трагедии, постигшей Грузию и её причин. Она вовсе не ставит под сомнение право Грузии решать югоосетинскую проблему силой в принципе, но спрашивает у президента Саакашвили: кто конкретно руководил военной операцией? Почему грузинские войска начали в спешке отступать? Почему в управлении войсками принимали участие гражданские лица из ближайшего окружения Президента Саакашвили? Почему не был создан оборонительный рубеж на реке Ингури и российские войска беспрепятственно вошли на территорию западной Грузии из Абхазии? Почему всеми силами был атакован именно город Цхинвали, а не Рокский тоннель, соединяющий Южную Осетию с Россией? Почему не работала военная связь на поле боя? Кто отдал приказ прекратить вооружённое сопротивление? Почему без боя было оставлено Кодорское ущелье Абхазии? Почему на военных базах агрессорам оставили столько оружия, которое они захватили в качестве трофеев? И признают ли власти, что проблема восстановления территориальной целостности Грузии сегодня сложнее, чем была до войны?


По всеобщему мнению, Нино Бурджанадзе не просто возвращается в политику, но переходит в радикальную оппозицию президенту Саакашвили.


На этой неделе чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Грузии Вячеслав Коваленко вместе с другими дипломатами покинул Грузию спецсамолётом в связи с разрывом дипломатических отношений.


В тбилисском аэропорту посол Коваленко в присутствии тележурналистов поставил, если можно так сказать, дипломатическую мизансцену – маленький спектакль.


Он наполнил бокал родниковой водой (но не «Боржоми») и произнес тост за дружбу грузинского и русского народов: «Я пью воду, поскольку в воде нет ни капельки фальши».


В Грузии этот тост был воспринят как «дипломатическая метафора» и очень эмоционально. Один из публицистов даже написал, что «посол России, навсегда уезжая из страны, нанёс нам пощечину – ведь он не мог не знать, что тост водой воспринимается в Грузии как оскорбление».


С другой стороны, по мнению наблюдателей, подобное эмоциональное восприятие дипломатического жеста как раз свидетельствует о том, что между Россией и Грузией существует глубокая эмоциональная связь, основанная на долгой совместной истории и разорвать её в одночасье даже войной или прекращением дипломатических отношений совершенно невозможно.





XS
SM
MD
LG