Ссылки для упрощенного доступа

Новым лауреатом Нобелевской премии по литературе стал Жан-Мари Леклезио


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Дмитрий Савицкий.



Дмитрий Волчек: Новым лауреатом Нобелевской премии по литературе стал Жан-Мари Леклезио. Знаменитый французский писатель был удостоен награды за творчество, полное "поэтики приключения" и "экстаза чувств", "исследования человечности за пределами господства цивилизации". Леклезио опубликовал более 30 книг - романов, сборников новелл, переводов мексиканских мифов. В России опубликованы книги "Пустыня", "Путешествия по ту сторону", "Золотая рыбка", "Небесные жители", "Мондо", "Диего и Фрида". Леклезио - любимый писатель парижского корреспондента «Свободы» Дмитрия Савицкого



Дмитрий Савицкий: «Когда я начал писать, я писал ради единственного удовольствия – сочинять истории. Но в то время, когда я заканчивал «Карантин», я понял, что отныне я пишу совсем по иной причине, с иной целью. На самом деле я писал, чтобы понять КТО Я….»


Эти слова нобелевского лауреата по литературе 2008 года Жана-Мари Густава Леклезио продолжает короткая фраза: «Еще я писал ПРИКЛЮЧЕНИЙ ради..»


Четырнадцать лет назад журнал Lire провел опрос читателей и выбрал «самым великим живущим писателем Франции» именного его. Жан-Мари Леклезио, которому в апреле исполнилось 68 лет, прошел через несколько периодов творческого развития. В одном из интервью он сказал, что писать начал в детстве, в семь лет. В 23 года его роман «Протокол» стал бестселлером и получил премию «Ренодо». Несомненно, в этот период писатель был близок к эксперименту, «новому роману», особенно к таким авторам, как Мишель Бютор и Натали Саррот. Но довольно быстро, как чисто внешне, поведенчески, так и в самом стиле прозы, начал вырисовываться тот Леклезио, которого мы знаем нынче. Автор-философ, эрудит, принципиальный одиночка, хронический путешественник, даже бродяга, враг «паризьянизма» с его интеллектуальными сектами, стилист линеарной прозы, смотрящий на жизнь чаще всего глазами ребенка или подростка. Его стиль сравнивают с работой кинокамеры, особенно периода немого кино. Он фиксирует деталь за деталью, не делая выводов, но продолжая постоянно, как в жизни, так и в прозе – двигаться.


В четверг, во время пресс-конференции, он сказал, что оказался в Париже случайно: он прилетел утром из Кореи и собирался лететь дальше в Квебек. Несмотря на 18 часовой перелет и усталость, он выглядел все тем же Леклезио высоким, крепким спортсменом-мальчишкой, застенчивым и немногословным. Журналисты знают эту привычку Леклезио избегать интервью. Когда его спросили, что он больше всего ненавидит на пресс-конференциях, он ответил: - Щелканье фотоаппаратов..


И здесь нет случайности. Вот как начинается его автобиографическая повесть «Африканец»:


«- О лице, которое я получил в детстве, мне есть, что сказать. Я потратил немало времени, чтобы на это лицо согласиться. В детстве, я это утверждаю, оно не имело для меня никакого значения. Нет, я не ненавидел это лицо, я его просто не замечал. Я не смотрел в зеркала. Кажется, несколько лет я его вообще не видел. На фотографиях я всегда смотрю в сторону, словно там кто-то, кто притворяется мною».


Жан-Мари Леклезио родился в Ницце. Отец его был англичанином, врачом который провел в дебрях Гвинеи двадцать два года. Он был из бретонцев, в 18 веке перебравшихся на остров Маврикий. Мать Леклезио – француженка. В молодости Жан-Мари выбирал между английским и французским языками. Первые стихи и сказки он написал все же по-французски, на языке, который он называл – langue batard, побочный, внебрачный язык. Хотя отца-англичанина он впервые увидел лишь в восемь лет.


Он учился в университетах Ниццы, Бристоля и Лондона. Его путешествия стали легендой: он исколесил Африку, Южную Америку, Юго-восточную Азию. Жил в Таиланде, Японии, США, Нигерии, на родном острове Маврикии, в Панаме и Мексике, где он долгое время обитал среди индейцев, изучая их быт и культуру. В итоге он перевел на французский книгу мексиканских мифов. Он преподавал и в Мексике, и в США.


Но до индейцев Мексики и Панамы, он посвятил годы другому континенту, осваивая Упанишады и Веды, дзен-буддизм. Мифы Греции и древнего Рима входят в эту мозаику, за что критики и прозвали писателя «современным Гомером».


Среди основных влияний, признанных самим писателем, нужно назвать таких авторов, как Лотреамон, Мишо и Арто. А так же Китса, Одена, Сэлинджэра и Фолкнера.


Леклезио опубликовал (в основном в «Галлимаре») 42 книги, а так же участвовал во многих коллективных изданиях.


Когда его спросили в четверг, на что он потратит миллион четыреста тысяч долларов нобелевской премии, он сказал: - «Польза премий в том, что они помогают купить время, а значит написать что-то новое. Ну и к тому же мне пора отдавать долги…»



XS
SM
MD
LG